Наши дети. Какие они?

Дорогие друзья, в редакцию «Жар-птицы» приходит очень много писем от родителей, бабушек и дедушек с просьбой открыть на страницах нашего журнала рубрику «Вопрос — ответ», где они смогли бы получить консультацию психолога, так как слишком много вопросов накопилось у них по воспитанию детей и общению с ними. Мы с удовольствием выполняем просьбу наших читателей и открываем новую рубрику «Консультация психолога». Присылайте свои вопросы на электронную почту редакции «Жар-птицы» zharptica8@mail.ru, и кандидат психологических наук Анна Денисова с радостью на них ответит.

 

Вопрос: — Дочке скоро будет 3 года, а уже пытается мною командовать. Простой пример, когда начинаем одеваться, то слышу сплошные не хочу — не те трусики, не нравится футболка, носки не того цвета и т.д. Если настаиваешь на своём, то скандалит, кричит. В чём причина такого поведения ребёнка, и что делать?

 

Ирина Столярова, Ижевск

 

 

Ответ: — Три года — очень ответственный возраст. Ответственный, в первую очередь, для родителей. Дело в том, что в этот период ребёнок переживает большой возрастной кризис, связанный со структурированием психики.

 

Это период, когда «Я» ребёнка окончательно становится самостоятельным в плане отделения от «Я» мамы. Ведь психика ребёнка, начиная с момента деления клеточек после зачатия, оформляется на «платформе» материнской психики. Ещё до своего появления на свет, находясь в материнском организме, малыш пользуется многими его физиологическими функциями. Пользуется её телом, как своим. И это нормально. Этого требуют условия его развития, формирования собственного тела, всех его органов и систем.

 

Нечто подобное происходит и с детской психикой. На момент внутриутробной жизни ребёнка у него психика хоть и своя, но общая с материнской. И только с момента рождения малыша (его «умирания» для внутриутробной жизни), когда заканчивается период «океанического блаженства», начинается активное развитие его собственной психики. Этому активно способствуют изменившиеся условия внешней среды.

 

При жизни в материнской утробе ребёнку не нужно было прикладывать усилий для собственного выживания. Все условия для комфортного существования создавались материнским организмом. И с точки зрения душевного комфорта тоже. Но в тот момент, когда была перерезана пуповина, связывающая ребёнка с матерью, и он вышел из зоны привычного комфорта, все его органы и системы начали функционировать самостоятельно. И психика, конечно, тоже.

 

В первый год жизни для ребёнка его тесная симбиотическая связь с матерью обязательна, и на телесном, и на эмоциональном, уровнях. Она обеспечивает его адаптацию к внешнему миру, к изменившимся условиям. Снимает его тревогу и заряжает энергией. Базовым условием нормального психического развития ребёнка при этом является безусловная любовь к нему матери. Эту любовь мать выражает и телесно — своими прикосновениями, грудным вскармливанием. И эмоционально — любящим взглядом, голосом, своими чувствами к нему. И вот этот период «нормального симбиоза» как раз и даёт возможность дальнейшего отделения ребёнка от матери. И телесно, и психически.

 

Взрослея, ребёнок начинает делать самостоятельные первые шаги: ходить, говорить, обслуживать себя сам. Это всё — стадии отделения ребёнка от матери. В психологии их ещё называют «стадиями сепарации». По мере прохождения процесса сепарации психика ребёнка приобретает всё большую самостоятельность. Она структурируется.

 

Кризис 3-х лет — это кульминация такого отделения от родительской, материнской, психики. Поведенчески это проявляется в том, что малыш всё чаще кричит «Я сам! (я сама)», вместо того, чтобы воспользоваться помощью мамы или папы. Всё чаще выражает собственное мнение, порой не совпадающее с мнением родителей. Всё это связано с формированием собственного личностного ядра, собственного «Я» личности.

 

Очень характерный пример, подтверждающий наступление этого возрастного кризиса: когда ребёнок, глядя в зеркало, в ответ на вопрос родителей «Кто там?», отвечает не как раньше («Маша», «Петя», «Вова»). Он отвечает —  «Я!». И это замечательно.

 

Психологически ребёнок уже отделил свою личность от личности мамы. Он осознаёт сам себя, осознаёт свою уникальность и неповторимость. Осознаёт себя личностью. Для родителей важно сейчас не задавить в ребёнке это удивительное чувство. Помочь ему поверить в себя, в свою зарождающуюся самооценку. Помочь ему понять, что окружающие любят его таким, каков он есть. Независимо от того, оправдывает он их ожидания или нет. Этот возраст требует от родителей большого терпения и доверия к ребёнку. Зато и окупается сторицей — принимая любовь родителей, ребёнок учится любить и уважать себя, родителей, друзей и весь окружающий мир. Он учится доверять миру. И находить своё место в нём.

 

Вопрос: — Сейчас много разговоров идёт вокруг детей индиго. Именно такая девочка растёт в семье моей дочери: она чуткая к внутреннему состоянию родителей, её невозможно обмануть, она чувствует фальшь. Но родители считают, что у неё очень плохой характер.

 

Наблюдая за поведением девочки, я пришла к выводу, что она чаще всего горько плачет от обиды на грубые окрики родителей. На мои слова, что каждый ребёнок — это личность, которую надо уважать, это космический гость, а не ваша собственность, зять категорически заявил, что «эта сопля ещё не заслужила уважения».

 

Кто же больше нуждается в воспитании? Может, родители, а не их дети? Как сохранить эту божественную чистоту ребёнка, не ломая его психики?

 

Светлана Соломатина, Краснодар

 

 

Ответ: — Дети индиго — это удивительные дети. В настоящее время рождается всё больше и больше таких детей. И это большое счастье для всех нас. Они словно делают планету, всю нашу жизнь чище, искреннее. Они такие «настоящие», светлые, божественные. В вашем вопросе частично уже содержится ответ. Возможно, в этой конкретной семье, о которой идёт речь, и родился этот ребёнок, чтобы помочь родителям стать другими.

 

Родителей этой девочки можно только пожалеть. Ведь если они так относятся к ребёнку, значит, их собственные комплексы и глубокое чувство неполноценности не дают увидеть в ребёнке личность.

 

Скорее всего, их самих недолюбили в детстве. Ведь если человек не получает достаточного количества тепла, заботы, любви и уважения в детстве, как он может научиться любить? Ведь нужно прожить этот опыт, получая любовь от родителей, чтобы научиться её отдавать.

 

Но возможен и обратный процесс. Оказывается, есть и другой путь обучения любви — это когда необходимо её отдавать, даже если ты этого не получал. Это трудно, но возможно. И в результате этого опыта отдавания любви человек научается любить. Проявляя заботу, уважение по отношению к маленькой личности, человек учится любить и уважать себя.

 

Это хорошо видно на примере детдомовских детей, у которых не было этого опыта получения в детстве любви и уважения со стороны своих родителей. Но как только они начинают заботиться о своих младших собратьях «по несчастью», они становятся способными проявлять чувства, учатся уважать личность другого человека и в дальнейшем становятся хорошими родителями.

 

У этой девочки трудная роль — научить своих родителей уважать личность, уважать других людей, самих себя. А так как уважение лежит в основе любви, то в конечном итоге девочка учит своих родителей любить и её, и самих себя, и окружающий мир. Её родителям очень важно это понять, принять и начать меняться.

 

Анна Денисова,

кандидат психологических наук