Иван Кулибин — Архимед наших дней

Как можно того человека назвать,

Смысл жизни которого — изобретать?

Кулибиным, дети, его называют.

Кулибины часто людей удивляют.

Но был настоящий Кулибин-герой.

Его для себя ты сегодня открой!

 

В апреле 2017 года исполнилось 282 года со дня рождения выдающегося «Архимеда наших дней», как называл Кулибина Гавриил Державин — известный поэт и государственный деятель 18 века.

 

 

Ребята, мы хотим познакомить вас с выдающимся русским механиком-самоучкой, учёным, изобретателем и инженером — Иваном Петровичем Кулибиным. Он стал известным благодаря своим изобретениям и самоотверженному труду в области науки и техники.

 

Иван Петрович не имел специального технического образования. Тем не менее, на его счету около 40 крупных изобретений в области механики, оптики, гидродинамики, физики, часовых механизмов, мостостроения и даже автомобилестроения. Кулибин намного опередил своё время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя столетие.

 

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Его образование было более чем скромным — он выучился грамоте и счёту у местного дьячка*. К учёбе у мальчика проявились недюжинные способности — он быстро осваивал преподаваемый материал. Далее Иван самостоятельно стал постигать науки, к которым звало его сердце.

 

*Дьякдолжностное лицо в государственных учреждениях.

 

Ещё в детстве маленький Ваня интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?» — в поисках ответа он разбирал и снова собирал всё, что попадало к нему в руки. Много времени он уделял изучению разных часовых механизмов. Очень уж любил Иван часы! Отец надеялся, что сын продолжит его дело и станет торговать в лавке, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его способности проявились очень рано.

 

Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. Например, в саду отцовского дома был пруд, который высыхал летом. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

 

Соседи не могли нахвалиться талантливым юношей, который в считанные минуты мог починить не только часы, но и заводские машины типа токарных станков!

 

Слава изобретателя-самоучки вышла за пределы Нижнего Новгорода и разнеслась по всей России. Но настоящая известность к Ивану Кулибину приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит императрице Екатерине II уникальные часы-яйцо, над которыми он работал более двух лет. Часы размером с гусиное яйцо состояли из 427 деталей, рассмотреть которые можно только под лупой. Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. Корпус «часов яичной фигуры» (как называл их Кулибин) был изготовлен из позолоченного серебра и покрыт затейливым орнаментом. Нижняя половина корпуса откидывалась, и тогда можно было увидеть циферблат и маленькие изящные стрелки.

 

Кроме того, в часах был заключён крохотный миниатюрный театр. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У «гроба Господня» стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Через полминуты появлялись «жёны-мироносицы», звонили колокола, трижды исполнялся стих «Христос воскрес». Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог.

 

Фигурки ангелов, воинов и жён-мироносиц были отлиты из золота и серебра. При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра в любой момент. В полдень же часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы. В настоящее время эти уникальные часы можно увидеть в Эрмитаже.

 

Восхищённая императрица тут же назначила Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербургской академии наук. Иван Петрович Кулибин переехал с семьёй в Петербург и проработал в Академии тридцать лет, принеся огромную пользу своей Родине и народу. Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные изобретения Ивана Кулибина.

 

Имея большую известность, Иван Петрович был очень скромным человеком. Никого не поучал и не наставлял. Он никогда не курил табак, не играл в карты и не пил спиртное. Писал стихи. Иван Петрович был абсолютно равнодушен не только к славе, но и деньгам: свои изобретения он раздаривал людям. Все зарабатываемые деньги тратил на изготовление изобретений, покупку необходимых деталей, инструментов.

 

Его семья жила очень скромно. Иван Петрович отдавал всё своё время и талант на благо народа. Сегодня оригинальных изобретателей-самоучек называют Кулибиными.

 

Подготовила Инна Баканова

 

Иван Петрович Кулибин

 

 

 

Самые известные изобретения Ивана Кулибина

 

Карманные планетные часы с семью стрелками

 

 

Они показывают часы, минуты, секунды, дни недели, месяцы, фазы Луны и часы восхода и захода Солнца в Москве и Петербурге, а также время рассвета. Эти часы не сохранились, их можно представить только по чертежам и рисункам самого изобретателя.

 

Водоход

 

 

Зная о тяжёлом труде простых людей, которые с помощью своей физической силы подтягивали судно к берегу, Кулибин решил изобрести такое речное судно, которое могло передвигаться против течения без применения силы людей и животных. В 1782 году Кулибин изобрёл такое судно. Несмотря на успешные испытания, использовать водоходы почему-то не стали.

 

Оптический телеграф

 

 

Понимая значение быстрой связи для такой большой страны, как Россия, Кулибин в 1794 году разработал проект семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Изобретение Кулибина произвело эффект, однако денег на постройку линии телеграфа в Академии наук «не нашлось».

 

Фонарь-прожектор

 

 

В 1779 году Кулибин сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававшим мощный свет от простой свечи. Свет свечи отражался во множестве зеркалец, склеенных в одно большое вогнутое зеркало. Отражавшийся свет свечи мог с лёгкостью направляться в нужное место при поворачивании корпуса прожектора. Изобретённый прожектор позволял видеть в темноте человека на расстоянии более 500 шагов. В дневное время и в ясную погоду свет прожектора Кулибина был различим на расстоянии 10 км. Изобретатель хотел использовать фонарь на морских кораблях и маяках или для освещения улиц, но во времена Кулибина фонарь не нашёл применения. Только через столетие на его основе были изобретены прожекторы и прожекторные светофоры. Фонарь Кулибина находится в Музее речного флота (Нижний Новгород).

 

«Механическая нога»

 

 

В 1791 году изобретатель разработал конструкцию «механической ноги» для одного офицера, который потерял ногу в сражении под Очаковым. Кулибинский протез практически заменял утраченную ногу. Протез состоял из отдельных блоков, соединявшихся шарнирами, шинами и колёсиками, давал возможность производить сгибание в коленном шарнире и имитировал ногу человека. Позже Кулибин придумал протез и для замены ноги, ампутированной выше колена. Механизм движения позволял воспроизводить движения бедра и голени, близкие к естественным.

 

Подъёмное кресло

 

 

В 1793 году Кулибин создал кресло-подъёмник, прообраз современного лифта. Подъёмный механизм кресла действовал при помощи одного или двух человек, которые поднимали кабину специальными гайками, двигающимися по двум вертикально установленным ходовым винтам. Такое кресло было смонтировано в Зимнем дворце, где использовалось три года. После смерти императрицы Екатерины II о лифте забыли, а подъёмное устройство заложили кирпичом. Только в начале XXI века во время реставрации были обнаружены фрагменты подъёмного устройства.

 

Арочный деревянный мост

 

 

Кулибин разработал в 1776 году проект арочного деревянного однопролётного моста через Неву. Комиссия Академии наук признала, что расчёты Кулибина верны и мост строить можно. Однако решение о постройке моста принято не было. Вероятно, одним из главных аргументов против этого были опасения, что такое сооружение быстро потеряет стойкость при гниении деревянных элементов. В области деревянного мостостроения конструкция Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым достижением.

 

Трёхколёсный экипаж-самокатка

 

 

Трёхколёсный механизм мог развивать скорость до 16,2 км/ч и содержал основу ходовой части автомобиля: коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения. Коляска была рассчитана на одного-двух пассажиров и приводилась в движение педалями, на которых стоял человек, попеременно нажимая на них ногами. По чертежам Кулибина была воссоздана действующая модель самокатки. Сейчас она выставлена в Политехническом музее.*

 

* Политехнический музейодин из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади. Хранит свыше 190 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний.