«Рыжий монах» и гениальный композитор Антонио Вивальди

Антонио Вивальди
Творил не славы ради.
Он музыкой сердца пленял,
Гармонию распространял.

 

Любил он скрипку. С детских лет
Ей отдавал приоритет.
Как виртуоз на ней играл,
Людские души пробуждал.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня я, Фея музыки, в нашей постоянной рубрике «Мир искусств» расскажу вам о творчестве величайшего итальянского композитора, скрипача-виртуоза, дирижёра и педагога Антонио Вивальди. Ах, Вивальди! Кто из вас, ребята, не слышал его знаменитых «Времён года», которые и спустя столетия остаются потрясающими произведениями искусства и ничуть не меркнут? Кто не наслаждался этой величайшей музыкой? Музыкой, которая, казалось, наполняла этого удивительного человека до самых краёв и выплёскивалась наружу незабываемыми произведениями, проникающими в самую глубину душ человеческих.

 

 

Так кто же он — Антонио Вивальди?

 

Это один из самых загадочных музыкантов своей эпохи. Один из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получивший широкое признание во всей Европе.

 

 

Вивальди был удивителен, он был неоднозначен, необычен, он и внешностью, и манерами поражал своих современников, а талантом многократно превосходил всех музыкантов своей эпохи. Он — священник, которого преследовала инквизиция. Человек живой и яркой натуры, которого иногда называли «сухарём» и скептиком. Персона, чьего общества желали короли и императоры, умершая при этом в нищете.

 

Вивальди полон парадоксов, его жизненная история пестрит «тёмными» пятнами. Но неизменным остаётся одно — необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, которая и сегодня занимает почётное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

 

 

Дух Венеции

 

Родился будущий великий композитор в 1678 году в Италии, в многодетной семье: Антонио был старшим из шестерых детей. Детство его прошло в Венеции, в одном из крупнейших на тот момент городов мира.

 

Венеция, где каналы вместо дорог, где карнавалы вместо скуки, где слава, почести, опера и театр. И конечно — кругом музыка.

 

Говорят, Вивальди воспринял от Венеции её буйный, весёлый нрав, но в таком случае воспринял он и ностальгическую меланхолию этого города.

 

Удивительное сочетание — отцом Вивальди был парикмахер, но этот парикмахер в то же время был одним из лучших скрипачей города.

 

Отец Вивальди — Джованни Баттиста — был огненно рыжим, такой же цвет волос воспринял от него и сын, вероятно, вместе с бурным, неустойчивым темпераментом.

 

Первая тайна жизни великого композитора связана с его рождением — Антонио родился с серьёзным пороком, он страдал астмой, навсегда сделавшей будущего музыканта хилым и болезненным. Секрет состоит в том, как умудрился выжить маленький человек с таким пороком, когда в Европе в те времена не доживали до года порой даже здоровые дети. Вероятно, сама музыка заступилась за своего будущего избранника.

 

Помимо прибыльного и престижного дела, позволившего дать сыну великолепное образование, Джованни Баттиста Вивальди создал в Венеции одно из музыкальных обществ, возглавлял которое именитый композитор Джованни Легренци. Именно он, как считается, стал первым серьёзным преподавателем музыки для Антонио, именно благодаря Легренци Вивальди уже к тринадцати годам начал сочинять собственную серьёзную музыку.

 

А Джованни Баттиста Вивальди стал впоследствии главным скрипачом знаменитой капеллы собора Святого Марка.

 

 

«Рыжий священник»

 

Цирюльник Джованни Баттиста видел, что его сын обладал слабым здоровьем и не был пригоден к семейному труду — для продолжения парикмахерского дела в семье Вивальди имелось ещё пятеро детей. Музыка же в те времена считалась делом ненадёжным. Потому Джованни, воспользовавшись своими связями, организовал для сына обучение по духовной линии. Так Вивальди стал «рыжим священником», обрёл высокий чин аббата, а к 25-ти годам уже имел священнический сан и получил право проводить службы.

 

Церковная карьера Вивальди — ещё одна тайна: сложно сказать, был ли Антонио просто вдохновенным музыкантом или не слишком чтил свой сан, но за свои многочисленные отлучки во время ведения мессы священник Антонио был подвергнут инквизиции.

 

Рассказывают такую историю. Во время одного богослужения «рыжий монах» дирижировал хором и оркестром. Вдруг он повернулся и ушёл в алтарь (главное место в церкви с иконами). Прихожане возмутились: регент ушёл при исполнении мессы (католической службы)! А Вивальди в эти минуты быстро записывал пришедшую ему мелодию скрипичного концерта. Через день композитору было запрещено вести службу в церкви.

 

После запрета проводить службы Антонио не покинул лона церкви — ему было позволено стать преподавателем, а потом и руководителем консерватории приюта для девочек «Пьета». Приют этот славился как одна из лучших музыкальных школ в Италии.

 

В обязанности Вивальди входило обучение детей пению, игре на скрипке, теории музыки и наблюдение за сохранностью музыкальных инструментов и покупкой новых.
Под его управлением капелла «Пьета» (хор и оркестр) стала лучшей в Венеции. В приюте часто проходили музыкальные концерты, которые были в центре внимания венецианской публики. Вскоре Вивальди становится концертмейстером оркестра знаменитого приюта, который прославился чуть ли не на весь мир. Как преподаватель приюта Вивальди обязан был писать церковную музыку (псалмы, литании) и делал он это с большим удовольствием.

 

С «Пьетой» была связана вся дальнейшая жизнь Вивальди: воспитанницы заведения под его руководством становились великолепными музыкантами, он ставил с ними оперы, организовывал потрясающие концерты.

 

Параллельно со своей преподавательской деятельностью Антонио Вивальди начал заниматься оперой — это направление искусства вызвало его горячий интерес, пробуждало талант композитора и помогало ему раскрывать удивительные грани музыкального искусства.

 

Вивальди стал автором не менее 40 опер. Вообще за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижёр и педагог, он оставил после себя богатейшее творческое наследие. Он изобрёл новые специальные скрипичные эффекты в подражание птицам, дождю, грому, буре. Много сделал для развития техники игры на скрипке.

 

 

 

С любовью к детям

 

Антонио Вивальди с уверенностью можно назвать ярким детским композитором. Ведь многое из того, что было создано Антонио, творилось для учениц «Пьеты» или под влиянием этой значительной в судьбе гения консерватории.

 

Величайшее произведение Вивальди «Времена года» — «Лето», «Весна», «Осень», «Зима», — виртуозные концерты, которые сегодня знакомы каждому, в значительной степени создавались для юных душ.

 

Лёгкая, журчащая весна, жизнерадостное лето, осень, влекущая ветром свои листья, тревожная зима. Эти мелодии, и сложные, и поучительные, предназначены символизировать цикл времён года и цикл истории, наконец — возраст человека.

 

Они составлены так, чтобы заставлять задуматься или просто получать удовольствие от музыки, так, чтобы юность могла задуматься о зрелости, обрести частичку мудрости и чтобы молодые музыканты знали, к каким исполнительским высотам стоит стремиться.

 

Не меньшее значение имеют и иные концерты Вивальди, предназначенные для учениц «Пьеты» и для всех, кто стремится познать музыку. Даже то, что было написано Антонио для клавесина, теперь находит своё отражение в фортепьянной музыке, помогает юным пианистам осваивать важные вехи музыки барокко.

 

Вивальди как педагог сумел оставить огромное наследие, ставшее вновь значительным через 200 лет после смерти великого гения.

 

А его величайшее творение «Времена года», или по-другому ещё называется «Четыре времени года», стало визитной карточкой гениальнейшего композитора на все времена.

 

 

 

Несколько интересных фактов из жизни композитора

 

•    Вивальди мог написать множество вариаций на одну мелодию.
•    Однажды смог создать полноценную оперу за три дня!
•    Оказал значительное влияние на творчество более знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Бах даже переложил некоторые скрипичные концерты Вивальди для клавесина и органа.
•    Есть всего один цветной портрет А. Вивальди, но что это именно его портрет, достоверно не подтверждено.
•    Имел редко встречающийся у венецианцев медный оттенок волос.
•    Впервые ввёл тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.
•    Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой. В 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
•    Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий.

 

                                                            http://ifd.varaday.net/

 

 

Я, Фея Музыки

 

А сейчас, ребята, я расскажу вам более подробно о произведении, которое мы сегодня послушаем.

 

В 1725 г. выходит из печати знаменитый сборник композитора «Опыт гармонии и изобретения». Он, как и предыдущие, состоит из концертов для скрипки. Всего их 12. Первые четыре концерта названы «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» из цикла «Времена года».

 

Этот цикл музыкальных произведений, как мы уже говорили, очень известен и состоит из четырёх концертов для струнного оркестра и двух солистов-скрипачей. В струнном оркестре играют скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

 

Концерт — это крупное произведение для оркестра и солирующих инструментов.

 

Эта музыка многим людям помогла восстановить утраченную гармонию. Мы с вами послушаем первое произведение — «Весна». Оно очень радостное и гармоничное. Если хотите, возьмите краски и рисуйте под музыку всё, что понравится вашей фантазии.

 

Рисование помогает отпустить все грустные или неприятные мысли и наполнить себя радостью. Если у вас печальное настроение, то оно обязательно улучшится после прослушивания этой прекрасной музыки.

 

Антонио Вивальди написал стихотворение к своему произведению «Весна», чтобы слушатели легче могли понять, о чём эта музыка. Вот оно.

 

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.

 

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.

 

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.

 

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

 

В этой музыке вы услышите новые для того времени скрипичные приёмы, о которых я уже говорила: звуки, изображающие дождь, ветер, бурю, гром. Вивальди — величайший мастер скрипичного концерта.

 

Приятного вам прослушивания, дорогие ребята, и до встречи в следующем номере журнала!

 

 

 

Ваша Фея Музыки

 

 

Антонио Вивальди «Весна»