«Вслед за человеком разумным приходит человек духовный»

Беседа о судьбе одарённых детей в России с руководителем Международного Центра гуманной педагогики, доктором психологических наук, академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили

 

Амонашвили — бесценный пример!
Он в педагогике как пионер
Провозглашает гуманный подход.
Много у Шалвы сегодня забот:
Видеть в ребёнке с рождения личность,
Осознавать его дар, безграничность
И помогать развивать это чудо,
Чтоб подготовить к служению людям.

 

 

Дорогие педагоги, учителя, воспитатели юных душ, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки — настоящие или будущие, те, кто только ожидает прихода в свою жизнь маленького чудесного существа, посланника Небес, — мы предлагаем вам интервью с удивительным человеком, величайшим педагогом современности, имеющим СВОИ, отличные от основной массы людей и педагогов взгляды на воспитание детей —  Шалвой Александровичем Амонашвили.

 

Это интервью, надеемся, поможет всем нам по-новому взглянуть на наших удивительных детей, увидеть в них Личность, которая пришла в этот мир со своими целями и задачами.

 

Многие из вас слышали о том, что сегодня на Землю в большом количестве приходят Новые дети, их называют дети индиго, кристальные, радужные дети, одним словом — Дети Нового Сознания, которые уже знают о своём предназначении в жизни, о целях и задачах своего воплощения, знают, откуда они пришли и зачем. Готовы ли мы встретить такого посланника Небес в своей семье? Готовы ли мудро и бережно помочь ему раскрыть и приумножить те дары, которые принёс он в наш мир. Именно раскрыть, а не уничтожить? Шалва Амонашвили уверен, что все родители — прирождённые педагоги, нужно лишь научиться видеть мир глазами детей. Надеемся, что интервью с Шалвой Александровичем, который долгие годы работает с детьми, даст ответы на многие вопросы.

 

— Шалва Александрович, в начале 80-х минувшего века в мире заговорили о появлении детей с особым сознанием, необычайными способностями. Их стали называть детьми Света, детьми индиго. Сверходарённые дети оказались тут же востребованы в Америке, Китае, Японии. На них и сегодня там делают ставку. Почему в нашей стране им не уделяется такого внимания?

 

— Да, действительно, с каждым годом в наш мир приходит всё больше детей с иным уровнем мышления, и нигде это уже не воспринимается, как чудо. Это дети с расширенным сознанием, с духовным зрением на мир, с необычным внутренним знанием. Они владеют языками без их изучения, читают с закрытыми глазами и воспринимают речь без участия слуха, общаются на уровне мыслей и с удивительной скоростью соображают. Они могут рассказать нам, что нас ожидает в ближайшем будущем. Они знают, что происходит в другой части планеты. И это не мистика: ведутся серьёзные научные исследования, все факты запротоколированы. Но когда я встречаюсь с такими детьми, во мне просыпается чувство тревоги за их будущее. Дети всегда нуждаются в чутком отношении со стороны взрослых, но наша нынешняя действительность отнюдь не гармонирует с устремлениями нового поколения. Школьное образование крайне стандартизировано и, несмотря на все наши разглагольствования о воспитании личности, и воспитанием-то это не назовёшь. Невольно сравниваешь с тем, что было в советское время. Тогда наша страна славилась своим фундаментальным школьным и высшим образованием, внимательным отношением к одарённым людям. А, как известно, качество образования, востребованность талантов во многом определяют будущее страны, её мощь, роль в мире.

 

— Не случайно в те годы влиятельный американский политик-русофоб Збигнев Бжезинский признавался, что его тревожит не только растущая военная мощь СССР, но и успехи нашей системы образования.

 

— Так оно и было. За короткое время советская власть, благодаря своей системе фундаментального образования, которая давала человеку широкие знания, получила плеяду выдающихся учёных, деятелей культуры, классных специалистов во многих областях и достигла больших успехов. Недостатком его было только то, что оно находилось под гнётом диктатуры идеологии, которая предписывала исключительно материалистическое восприятие мира. Что живёт в нас, к сожалению, и по сей день и играет негативную роль в восприятии обществом тех же незаурядных детей, неординарные способности и высокая духовность которых не укладываются в материалистические рамки. Мы не принимаем то, что не можем понять. У нас, к сожалению, педагогика не мыслит такими категориями, как любовь, радость, совесть, духовность, вера.

 

Сегодня перед образованием во всём мире стоит задача — расширить сознание учителя, привить ему понимание детей на духовном уровне. Ни в одном учебнике по педагогике вы этого не найдёте. Духовность есть то универсальное качество нашего сознания, что даёт возможность заглянуть в мир, который не измеришь никакими приборами. Именно высокая духовность отличает поколение новых детей. И потому возникает проблема взаимопонимания, когда эти удивительные дети, несущие в мир свет, любовь, приходят в класс, где царит педагогический авторитаризм, а такие качества, как благородство души и сердца, в общей массе, обесценены.

 

Мы многое потеряли, когда, отбросив свой прошлый педагогический опыт, вдруг начали искать и перенимать чужие системы образования. Ныне наше образование строится по калькам Запада. Та же спорная система ЕГЭ теперь уже в ходу и у нас, что вызывает споры среди педагогов, протесты учеников и родителей. Как тут не вспомнить классика педагогики Константина Дмитриевича Ушинского?! Он побывал во многих школах Европы и предупреждал нас, что европейская система образования хороша только для европейцев. Немецкая школа, скажем, создана для народа Германии, с учётом его менталитета. А для россиян, с их менталитетом, она не подходит, им нужна своя — российская школа! Ушинский подчёркивал, что школа — самый лучший, самый ревнивый хранитель культуры, языка и самобытности народа, его национального духа. И если бы мы все школы реорганизовали по образцу немецкой, мы бы потеряли свой народ! Не случайно нашим детям новая реформированная система образования даётся с большим трудом.

 

К тому же школьный авторитаризм пока всё ещё является нормой сложившего образовательного процесса. Особенно губителен он для новых детей.

 

 

— Однажды мы уже встретились с необычными детьми. В начале 60-х годов прошлого века мир заговорил о детях акселератах, более развитых физически…

 

— И не только физически. Среди них были также дети и более одарённые. Когда для них разработали специальные развивающие-обучающие системы преподавания, то получили удивительные результаты — эти дети с лёгкостью осваивали более сложные понятия, чем их сверстники, демонстрируя способности к абстрактному мышлению. Именно они, эти акселераты-вундеркинды, смогли, благодаря своим способностям, в будущем привнести в наш мир компьютеры, мобильники, новые средства скоростного передвижения и все те технические инновации, которые изменили нашу жизнь.

 

Ныне же мы сталкиваемся с поразительными способностями детей Света. Если верить в этот феномен, который многие называют наступлением новой грядущей Шестой расы, то мы свидетели того, как вслед за человеком разумным приходит человек духовный

 

— Я слышала даже, что эти дети утверждают, будто знают — с какой миссией, для чего пришли в наш мир…

 

— И учёные склонны верить им. Действительно, такое ощущение, что каждый такой ребёнок приходит в мир, чтобы осуществить конкретную цель, соответствующую его необычным способностям. И эту миссию он в себе сам чувствует. Для чего они и наделены необычными свойствами, многогранными талантами, с некоторыми из которых мы ещё не сталкивались на Земле. Считать эти способности неким психическим отклонением или же нормой? Вопрос не нов. Им задавались во все времена. А потом отклонения становились нормой. Вполне возможно, что в будущем некоторые из этих способностей, скажем, такие, как умение передавать мысли на расстояние, станут обычной нормой для каждого человека!

 

— Вы часто встречаетесь с детьми индиго, и какое впечатление они оставляют?

 

— Я действительно давно встречаюсь с такими детьми и всякий раз прихожу от них в восторг. В Сургуте, например, есть очень хорошая экспериментальная школа. Как-то я предложил её третьеклассникам решить задачку: чему равняется сумма чисел от единицы до ста. Эту задачу король математики Карл Фридрих Гаусс, живший в 1777 — 1855 годах, будучи младшим школьником, решил мгновенно. То же произошло и в Сургуте. Никто из класса не поднял руки, но в коридоре меня догоняет мальчик. «Я знаю ответ!» — говорит он и шепчет мне его на ухо. Я был поражён. «Как же ты это вычислил?» — спросил я у него. «Вы назвали задачку, и я сразу увидел перед собой это число!» Ну, как это можно объяснить? Принимать нам от детей такие дары? Или считать это отклонением от нормы? А может быть, это — будущая норма нашей жизни, такая же, как то, что мы мыслим и общаемся вслух!

 

—  Я думаю, что наши прабабушки и прадедушки, увидев, как мы идём по улице и общаемся с «невидимками» по мобильнику, тоже были бы ошарашены! Для них это — чудо, а для нас — самая обыденная вещь.

 

—  Ну, конечно! И такими чудесами новые дети нас ошарашивают постоянно. В одном доме мы, взрослые, сидя за столом, вспоминали одного из гениальных людей прошлого. Игравший под столом пятилетний карапуз вдруг начал подробно описывать внешность и одежду того человека. Откуда он черпал эти знания? Мало того, он сказал нам, что говорит с этим дядей! Что в таких случаях нам делать? Вести таких детей к психиатру? Или высмеять за выдумки? Ни в коем случае! Надо не мешать малышу видеть и слышать то, что нам, увы, не дано. Сегодня дети Света решают сложнейшие задачи, выдвигают невероятные гипотезы и в присутствии учёных убедительно доказывают их научно!

 

—  Известный случай. Стипендиат Благотворительного Фонда Рерихов, 9 летний Андрей Хлопин из Краснодара, сделал на семинаре в фонде доклад о множественных вселенных. После чего его отец рассказал, что сыну пришлось поменять не одну школу из-за конфликта с педагогами, которые не признавали все его «выдумки», а соученики, глядя на реакцию учителей, лупили «выскочку». Общество и школа явно не готовы к встрече с детьми Света. А они нуждаются в поддержке и защите. Как же им помочь?

 

—  Есть простые аксиомы: доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, духовность воспитывается духовностью, честность воспитывается честностью. Дети Света должны воспитываться Учителями Света. Казалось бы, ныне можно было бы сделать что-то реальное для того, чтобы в наши школы пришла другая педагогика, ориентированная на духовное развитие человека. Оглядываясь назад, с грустью вопрошаешь, а что же государство и общество сделали для наших учителей? Возвысили их престиж? Нет! Освободили их от бумаготворчества? Нет! Дали им больше свободы? Нет! Напротив, их загнали в более узкие рамки. А надо, чтобы учитель стал главной, уважаемой обществом личностью, способной возглавить процесс воспитания поколения новых детей, которым уготовано участие в невиданном прорыве России в будущее.

 

Конечно, нужно чтобы в этом было заинтересовано и участвовало государство. Нельзя терять время. Потеря его означает потерять целое поколение одарённых детей. А мы их уже теряем! Никогда ещё не было такого количества детских суицидов, как теперь. И никогда не было столько наркоманов, бомжей и такой злостной агрессии взрослых против них.

 

—  Шалва Александрович, вы возглавляете Международный Центр гуманной педагогики. Какую роль он играет в решении проблемы, которую мы обсуждаем?

 

—  Наш Центр возник при содействии замечательного человека — искусствоведа, философа, писателя, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она од-
ной из первых в стране пришла на помощь детям Света, создав для них Благотворительный фонд. Первым делом наш Центр начал с 2002 года проводить ежегодные Международные педагогические чтения, которые способствуют расширению сознания учителей, привносят в него понятие духового гуманизма. Эти творческие уроки помогают учителям, прежде всего, освободиться от привычек авторитарного общения с учениками. При содействии нашего Центра были созданы за минувшие годы не только Всероссийский, но и Латвийский, Литовский, Эстонский, Всеукраинский, а также Хакасский и Дагестанский центры гуманной педагогики, где проживают немало наших соотечественников. Внутри у нашего учителя до сих пор сидит цензор, и задача Чтений — «выкурить» его оттуда.

 

 

— А не обидно, что американские, немецкие, японские ваши коллеги более успешно работают с детьми Света, их учителями и родителями?

 

— С одной стороны, они действительно многое делают. А с другой — там закладываются в систему воспитания такие механизмы, которые помогают получить управляемое общество. У нас задача иная. Мы хотим, чтобы общество взяло проблемы воспитания нового поколения детей в свои руки. При этом, конечно, не без помощи государства.

 

Мне жаловались учителя, что работать с такими детьми трудно. Они гиперактивны, самовольны, неугомонны и не будут слушать то, что им неинтересно. Но дело в том, что к ним надо идти с новой педагогикой, а мы идём со старой — авторитарной и силовой. Поколение новых детей внутренне очень уверенно в себе, в своих суждениях и поступках. Они ведь уже знают, для чего пришли в этот мир. И эту уверенность традиционные педагоги
не могут воспринимать. Отсюда все конфликты и столкновения. Кому менять свои позиции? Детям или нам? Дети не могут изменить свои позиции. Что дальше? Можно сломать их. Но лучше начать с себя, то есть подняться до уровня нынешнего духовного поколения. Детям Света нужны учителя Света, и они уже есть, мы их видим на наших Чтениях, с каждым годом их становится больше.

 

— А может, для детей Света создать нечто вроде Царскосельского лицея? Вспомним ту плеяду замечательных общественных деятелей, друзей Пушкина, которые так много сделали для России!

 

— Да всем детям надо создать особые условия для развития, насколько это сегодня возможно! Но самое главное, надо заботиться, в первую очередь, не о том, сколько компьютеров будет в школе, а какие педагоги придут в классы. В Царскосельском лицее были такие замечательные учителя, как преподаватель математики, который сказал Пушкину: «У вас по математике кол! Так оставьте математику, садитесь и пишите стихи!» Нам нужны такие же учителя, которые позволят ученику проявлять тот талант, который ему дарован!

 

Мы убрали из школы воспитательный компонент, оставив только обучающий. К тому же, всё больше в жизни школьников занимает компьютер. Но он не заменит чтение книг или поход в музей. Школа остаётся без культуры, хотя в коридорах некоторых на стенах можно увидеть и картины. Но культура это не картина сама по себе, а то, как ученик воспринимает её. Учитель реформирует школу, но он же и деформирует её. Какой учитель — от этого зависит судьба нового поколения детей.

 

Словом, понятие духовность должно войти в нашу повседневную жизнь и, прежде всего, в образовательный процесс. Иначе мы потеряем наших новых, удивительных детей. И такая опасность есть, если государственная система подготовки педагогов останется прежней.

 

Беседовала Новелла Иванова
http://www.stoletie.ru/

 

 

Шалва Амонашвили — автор и разработчик новаторской педагогической системы под названием «Гуманная педагогика», создал более 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР.

 

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, ректор Академии педагогического искусства и социализации, руководитель Международного Центра гуманной педагогики, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах России. Автор книг, переведённых на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живёте, дети?», «Единство цели», «Улыбка моя, где ты?», «Школа жизни», «Вера и Любовь», «Исповедь отца сыну», «Созидание человека» и многих-многих других.

 

Разработанная им философская система «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

 

 

Семь постулатов гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили

 

1.    В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада.

 

Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность — мне доверена вселенская сущность. И он пришёл в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость.

 

2.    Все без исключения родители желают своим детям только счастья.

 

При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребёнку жизненный путь.

 

Главная цель — это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадёт, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно, нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле — это лишь подготовка к вечной жизни.

 

3.    Воспитать благородного и великодушного ребёнка можно лишь на собственном примере.

 

Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок — это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

 

4.    Сейчас растёт новое, особое поколение, так называемые дети-индиго.

 

Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит — немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим.

 

На Востоке говорят: «Воля — это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

 

5.    Ответственность родителей — ограждать детей от информационной грязи.

 

То, что сейчас показывают по ТВ, — это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребёнка нельзя, но воспитывать нужно.

 

Любой ребёнок — это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

 

6.    Любой ребёнок рождается с врождённым чувством красоты.

 

И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, тёплой семейной атмосферой. Речь — это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребёнок будет расти.

 

7.    С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают».

 

Если в вашей речи нет уважения к ребёнку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Всё начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребёнка таким, какой он есть, и со временем у вас всё получится, дорогие родители.

 

https://liwli.ru

 

Из книги Шалвы Амонашвили

«Спешите, дети, будем учиться летать»

 

 

Когда начинается воспитание ребёнка?

 

Кто-то скажет: «Не сразу же после рождения! Дадим ребёнку сперва оглянуться!»

 

И будет недоумевать этот кто-то, если услышит, что оно начинается задолго до зачатия ребёнка.

 

Начинается воспитание ребёнка в мыслях, мечтах, воображении женщины, в мыслях и мечтах мужчины. Кто же вырисовывается в них: ребёнок как нежданная обуза, дополнительные хлопоты, или ребенок как Путник Вечности?

 

Воспитание есть питание духовной оси. Мечты и устремления будущих мам и пап готовят духовную пищу для их будущих детей.

 

Робко входит в нашу жизнь новая наука: пренатальная педагогика. Она накапливает в себе теорию и практику воспитания ребёнка во внутриутробном периоде.

 

Мы уже точно знаем: находясь в лоне матери, с пятого (а может быть — с четвёртого, третьего) месяца ребёнок начинает воспринимать внешние раздражители и реагирует на них.

 

Добрая музыка в окружении матери доставляет ребёнку комфорт, он спокоен, доволен.

 

Но вот загремела псевдомузыкальная какофония со своими ударными инструментами. Ребёнок взволнован, морщится, хочет прикрыть уши. Учащается биение сердца.

 

В окружении матери звучит добрая речь любящих её людей. Ребёнок спокоен.

 

Но люди поругались, кричат, грубят друг другу, хамят, ругаются. Ребёнок взволнован. Опять учащается биение сердца.

 

Ребёнок изначально настроен на красоту и гармонию, на доброе и возвышенное. Поэтому всякое безобразное тревожит его.

 

А если среда также изначально убережёт в ребёнке его радость красоты, то убережёт и его добрый нрав.

 

Но если среда агрессивна, то после тревог и волнений природа ребёнка в конце концов примет создавшиеся условия.

 

Значит, изначальная красота в ребёнке пострадает.

 

Пройдут годы. Ребёнок родится и повзрослеет. И некая мать, некий отец будут недоумевать: почему их сын, их дочь не воспринимают добрые родительские наставления, почему у них дурные вкусы.

 

И будет ли кто заглядывать в то прошлое, когда грубая среда сеяла свои недобрые семена в душе ещё не рождённого ребёнка?

 

Наставляет мудрец: «В тишине и с улыбкою и в красоте ждите новых стучащихся в мир».

Говорят мудрецы: в ребёнке есть Чаша.

 

В ней хранится память, с которой он приходит.

 

Ребёнок имеет предназначение — это хранится в Чаше.

 

Имеет путь к предназначению — знание об этом в Чаше.

 

Имеет мысли свои, мечты свои — об этом тоже в Чаше.

 

Ему даны знания о Высшем —  они в Чаше.

 

В нём Вера и Надежда — хранятся в Чаше.

 

В нём преданность, служение и совесть — в Чаше.

 

Истоки расширенного сознания — в Чаше.

 

Знание об Истине — в Чаше.

 

Несметные сокровища уложены в Чаше.

 

Чаша — хранилище Беспредельности и Бессмертия.

 

Чаша не есть память, которая в извилинах мозга, она есть суть духа, ядро духа.

 

В Чаше кристаллизуются лучшие накопления жизни, как ступеньки восхождения.

 

«В Чаше лежит крылатый ребёнок», — напоминает древняя мудрость.

 

Ребёнок рождается с Чашей, и он знает о ней.

 

Но жизнь на Земле, развитие мозга стремятся перекрыть Чашу — и со временем этого достигают. Сознание ребёнка отрывается от Высшего источника памяти, от своей Чаши. Рвётся серебряная нить, связующая ребёнка с космосом.

 

Крылатый ребёнок забывает о своих крыльях. Но мудрый учитель знает путь доступа к Чаше: пробуждение духа, зарождение духовности.

 

***

 

 

Дети несут на землю свой мир, проявляя недоступную сегодня нам, взрослым, удивительную силу духа, и демонстрируют завтрашние возможности человека: видеть сквозь твёрдые тела, читать с завязанными глазами, видеть на расстоянии, общаться мысленно, силой воли передвигать предметы, проявлять ясновидение, яснослышание, предвидеть и предсказывать.

 

Всё это не для цирковых представлений, а для творчества, сотрудничества, созидания.

 

Приходят дети со сверхдарованиями художника, композитора, поэта, учёного.

 

Рождаются дети сразу гениальные. Им не нужны компьютеры и интернет, они уже «подключены» к Вселенской информации.

 

***

 

Утверждают, что почти все дети видят ангелов и общаются с ними, читают мысли взрослых, глубоко чувствуют, широко осмысливают мир, вспоминают о своих прошлых жизнях.

 

Беда в том, что в такие способности детей мало кто верит среди родителей и близких, учителей и воспитателей, мало кто помогает им сохранить и развить в себе свою необычность.

 

Мир заговорил о детях «индиго» — с синей аурой вокруг себя. Их становится всё больше и больше на Земле и задача их — одухотворить человечество, дать новый импульс эволюционному движению, обновить и расширить сознание, одухотворить науку.

 

Сказано: ребёнок знает чувство справедливости лучше судьи; устами младенца глаголет истина; дети чувствуют злонамеренность взрослых; дети внутренне принимают труднейшие веления духа.

 

Нравственность взрослых нельзя сопоставить с нравственностью детей.

 

…Вот какие чудеса происходят вокруг нас!

 

 

Родители из небоскрёба

 

Пришёл Мудрец в большой город и остановился у небоскрёба. «Здесь помощь нужна», — подумал он. Вошёл в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.

 

 

— Чего тебе, старик? — спросила она.

 

Опять послышался крик отца.

 

Женщине стало неловко.

 

— Экран телевизора одурманивает нашего Ребёнка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, — извинилась она.

 

Мудрец произнёс:

 

— Наполняй его светом, и экран поблекнет перед ним.

 

— Что?! — удивилась молодая мама. — Тогда компьютер поглощает его!

 

Мудрец проговорил:

 

— Наполняй Ребёнка культурой, и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.

 

— Да?! — переспросила мама. — А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?

 

Сказал Мудрец:

 

— Зароди в нём понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.

 

— Старик, — сказала молодая мама, — я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!

 

Ответил Мудрец:

 

— Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.

 

Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскрёба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»

 

Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:

 

— Спасибо, старик!

 

На шум вышел муж с недовольным видом.

 

— Что происходит? — спросил он жену. — Кто он?

 

— Он — мудрец, — ответила жена. — Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!

 

Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.

 

— Хорошо, — сказал он, — назови мне три качества для воспитания сына!

 

Ответил Мудрец:

— Мужество, преданность, мудрость.

 

— Интересно… Назови три качества для воспитания дочери!

 

Сказал Мудрец:

— Женственность, материнство, любовь.

 

— О, — воскликнул муж женщины, — это прекрасно! Дай мне наставление, старик!

 

Мудрец улыбнулся:

— Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.

 

Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить своё отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».

 

Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несёт — мужество, женственность, любовь. Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей — глупостям и дерзостям? Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живёт на сотом этаже небоскрёба».

 

— Спасибо, старик! — сказал отец и обратился к жене. — Дай ему, что нужно!

 

Но Мудрец не нуждался в дарах, вошёл в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.