Носитель идеи Святой Руси — художник Михаил Нестеров

Художник Нестеров с рождения вкусил
Любовь к родной земле, к Святой Руси.
Писал в своих картинах Михаил
Лишь то, что в сердце искренне хранил.
И ты пред ними, друг, остановись!
Душою к тем картинам прикоснись.

 

Самое драгоценное в искусстве —

Божий дар, талант, и он должен служить

к выражению чувств добрых и прекрасных…
М.В. Нестеров

 

Дорогие ребята! Мы хотим рассказать вам о выдающемся русском художнике, живописце, нашем соотечественнике — Михаиле Васильевиче Нестерове. Он беззаветно любил свою родину — Россию, Святую Русь, сотворению которой посвятил многие годы своей творческой жизни. Был преданным ей и её народу, хранил в себе свято духовные ценности и старался всю жизнь следовать им. Он нёс чистоту души своей людям, предоставляя всем возможность прикоснуться к этому свету через своё творчество. Михаил Васильевич нашёл свой собственный и неповторимый способ написания картин, художественный стиль. Поэтому его картины хорошо узнаваемы и любимы. «Лишь Искусство было и есть моим истинным призванием. Вне его я себя не мыслю, оно множество раз спасало меня от ошибок, от увлечений», — писал в своих воспоминаниях Нестеров. Картины художника находятся в самых знаменитых музеях, в том числе в Эрмитаже и Третьяковской галерее.

 

Михаил Нестеров. Автопортрет

 

Итак, как же складывалась судьба нашего замечательного живописца? Вот как рассказ о себе начинает сам Михаил Васильевич: «В тихий весенний вечер 19 мая 1862 года, в Уфе, в купеческой семье Нестеровых произошло событие: появился на свет божий новый член семьи. Этим новым членом нестеровской семьи и был я. Меня назвали Михаилом в честь деда Михаила Михайловича Ростовцева.

 

Родился я десятым. Было ещё двое и после, но кроме сестры и меня все дети умерли в раннем детстве.

 

Род наш был старинный, купеческий: Нестеровы шли с севера, из Новгорода, Ростовцевы — с юга, из Ельца.

 

Отец мой — Василий Иванович — был человек живой, деятельный, по общему признанию, щепетильно честный. В домашнем быту всецело подчинённый воле матери, вне дома, однако, проявлявший, где надо, характер твёрдый, прямой. Вообще же отец был горячий, своеобычный и независимый».

 

В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней. «К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости. В раннем моём детстве я помню мать сидящей у себя в комнате за работой (она была великая мастерица всяких рукоделий), трогательно напевавшей что-то тихо про себя; или она была в хлопотах, в движении, обозревающая, отдающая приказания в своих владениях, в горницах, на дворе, в саду», — вспоминал художник.

 

По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был «не жилец». Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». Ребёнка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав моё воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни».

 

В детстве Нестерову трудно давались науки. Единственное, к чему он проявлял настоящий интерес, — это рисование. Ум и чуткость родителей проявились в том, что они согласились с советами учителей, подметивших художественные способности мальчика, и, несмотря на то, что в Уфе к художникам относились как к неудачникам, предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

 

Из учителей наибольшее влияние на Нестерова оказал известный художник Василий Перов. Его искусство волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу. В училище Нестеров пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Но там он остро почувствовал рутинность традиционного преподавания и в скором времени вернулся обратно в Москву.

 

В это время Нестеров выполнял для заработка рисунки для журналов и книг, в том числе для собрания сочинений А.С. Пушкина, для сказок и былин.
В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника.

 

М.В. Нестеров «Призвание Романова на царство», 1885 год

 

К концу 80-х годов 19 века Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства. Одна из его работ этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской».

 

М.В. Нестеров «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», 1887 год

 

Отец Нестерова полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею».

 

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-й Передвижной выставки в Москве. Такие выставки посещали люди всех сословий —  студенты и молодые рабочие, представители учёной и художественной элиты, высшая знать и члены царской семьи. Представлять свои работы на передвижной выставке было великой честью для начинающего живописца.

 

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,  1889 — 1890 гг.

 

Картина в основе своей имеет сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел молившегося черноризца, святого старца. Старец взглянул на Варфоломея и спросил: «Что ищешь, чадо?» Отрок отвечал, что он очень хочет научиться грамоте и попросил святого отца помолиться за него Богу, чтобы он смог овладеть ею.

 

Старец, помолившись, достал из карманной «сокровищницы» частицу просфоры и подал её отроку со словами: «Прими сие и съешь, это тебе даётся знамение благодати божией и разума святого писания». А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: «О грамоте, чадо, не скорби: от сего дня дарует тебе Господь способности к обучению грамоте». Так и случилось.

 

Нестеров проникся рассказом Епифания Премудрого, его верой в чудо. Образ Сергия Радонежского был душевно близок Нестерову с раннего детства. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси».

 

Нестеров справедливо считал, что именно «Видением отроку Варфоломею» он останется в памяти поколений.

 

Художник создаёт свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». Такого ещё не было раньше в русском искусстве. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа — юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые белоствольные берёзки, пушистые сосенки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми серёжками. Каждое из них наделено собственной душой…

 

Нестеров воплощает в своём творчестве идею о Святой Руси, стране, где человек и природа  одухотворены. Нестеров был глубоко верующим человеком. Ему были дороги и близки монахи, странники, пустынножители и прочие люди, беззаветно служившие Богу, жившие в единении с природой.

 

М.В. Нестеров «Святая Русь», 1901 — 1906 гг.

 

На картине «Святая Русь» к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси — Николай, Сергий и Георгий. Всё происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие к Христу, — это странники, монахи, старообрядки, девушки, дети.

 

М.В. Нестеров «На Руси (Душа народа)», 1914 — 1916 гг.

 

Картина «На Руси (Душа народа)» была закончена в разгар Первой мировой войны и отразила тревогу художника за судьбу родины.

 

Нестеров пытается ответить на вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Куда идём?» В картине вместе с народом идут писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьёв. Вся толпа движется вдоль берега Волги. Нестеров избирает эту реку фоном картины, помня о том, какую великую роль она играла в истории России.

 

Перед толпой, намного опередив её, идёт мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: «Не войдёте в Царство Небесное, пока не будете как дети». Именно ребёнок оказывается самым совершенным выражением души народа.

 

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Всё началось с того, что его картина «Видение отроку Варфоломею» понравилась Виктору Васнецову. Имя этого художника в то время гремело: он расписывал Владимирский собор в Киеве. Нестеров принял предложение Васнецова работать во Владимирском соборе. Затем он расписывал храмы в Грузии, Москве.

 

После прихода к власти большевиков Нестеров занялся портретной живописью, церковные заказы отпали.

 

М.В. Нестеров «Портрет Льва Толстого», 1907г.

 

 

«Портрет жены, Е.П. Нестеровой», 1906 г.

 

Портрет академика Павлова, 1935 г.

 

Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны (1942). Ничто не могло оторвать его от работы — ни преклонный возраст, ни болезнь, ни лишения военного времени. Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне» — уголок русской природы.

 

М.В. Нестеров «Осень в деревне», 1942 г.

 

«Вот русская речка, вот церковь. Всё своё, родное, милое. Ах, как всегда я любил великую страну родину нашу!..» — этим чувством проникнуто всё творчество великого русского живописца Михаила Васильевича Нестерова.

 

Подготовила Инна Баканова

При написании статьи были использованы материалы с сайтов:
http://art-nesterov.ru/memory.php,

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post104282319/

 

 

«Святая Русь» Михаила Нестерова