Царь леса — Иван Иванович Шишкин

Ребята, смотрите пейзажи какие.
Леса на картинах как будто живые!
Их Шишкин — великий художниц творил,
Он очень природу родную любил.

 

Сегодня мы расскажем вам, ребята, о знаменитом русском художнике Иване Ивановиче Шишкине, который прославился своими великолепными картинами русской природы. В ряду мастеров кисти второй половины XIX века он занимает своё отдельное и исключительно особое место. Его картины наполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством — любовью к родной земле.

 

 

Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как Иван Шишкин. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырём, царём русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т.д.Талант великолепного художника, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его пейзажным полотнам максимальную реалистичность.

 

 

Но успех к художнику пришёл не сразу. Шишкину было около 40 лет, когда и коллеги, и зрители признали его мэтром русской пейзажной живописи. Но до этого были годы напряжённого труда, когда он вырабатывал свой стиль живописи и только ему свойственные приёмы отображения русского леса.

 

…Иван Шишкин родился в 1832 году в Елабуге, небольшом уездном городке Вятской губернии (ныне Татарстан), затерявшемся среди густых лесов. Отец Ивана — Иван Васильевич — был купцом. В семье было шестеро детей — четыре дочки и двое сыновей, из которых Иван был младшим. Отец сыграл немаловажную роль в становлении будущего художника. Он обладал высокими нравственными качествами, которые старался привить своим детям. Честность отца всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге. Отец много трудился на благо родного города: написал книгу «История города Елабуги», занимался благотворительностью, до сих пор частично действует построенный им водопровод, Он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Все эти познания Иван Васильевич преподавал своим детям, развивал у них интерес к природе.

 

В окрестностях Петербурга

 

Дом Шишкиных стоял на высоком берегу реки Тоймы. Из окна было видно, как река петляет по лугам и впадает в Каму. А вокруг — озёра, густые травы, дубравы, сосновые и хвойные леса. Ваня очень любил бродить по окрестностям, зарисовывать их. Ежедневное общение с природой рождало настоятельную потребность передать, воспроизвести красоту здешних мест. Интерес к живописи сына вызывал одобрение отца. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей.

 

Лес вечером

 

В 1844 году Иван был отдан в Казанскую гимназию. Проучился мальчик там всего три года, а на четвёртый не выдержал, ушёл. Карьера чиновника ему была не по душе. Иван мечтал о том, чтобы стать художником. Отец не стал требовать возвращения Ивана в гимназию, мать же была недовольна мягкостью мужа и поступком сына.

 

Дубовая роща

 

В доме, узнав о желании сына стать художником и поступить в художественное училище, родители по-разному восприняли эту новость. Мать, едва услышав об этом, воскликнула: «Никогда ещё в роду Шишкиных не было художника!» Все родные принялись уговаривать юношу отказаться от задуманного, но Иван стоял на своём. Слово было за отцом. И Иван Васильевич, видя страстное желание сына посвятить себя искусству, благословил его и согласился отпустить.

 

Утро в сосновом лесу

 

В 1852 году Иван Шишкин уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  С момента поступления у юноши началась новая, полная творческих открытий жизнь. Молодой художник увлёкся пейзажем: в период обучения Шишкин постоянно рисовал в подмосковном лесу в Сокольниках. Он с огромным интересом изучал форму растений, проникал в анатомию природы, оттачивая своё мастерство по точному, достоверному изображению всех её форм. Требовательный к себе, он считал необходимыми свойствами художника трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность, добросовестность и честность.

 

Прогулка в лесу

 

Незадолго до окончания училища Шишкин написал картину «Иней». Эта картина стала ярким свидетельством того, что художник сделал свой окончательный выбор в пользу родной природы и пейзажной живописи.

 

«Иней», или «Зима в лесу»

 

В 1856 году, окончив училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать своё мастерство. Иван выделялся среди учеников блестящими способностями, и уже через три месяца после поступления обратил на себя внимание пейзажными рисунками. В 1857 году Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» была удостоена Большой золотой медали.

 

Вид на острове Валааме. Местность Кукко

 

Удостоившись золотой медали, Шишкин получил право на стажировку за границей. В течение трёх лет он жил в Швейцарии и Германии, знакомясь с творчеством иностранных коллег, расширяя и пополняя свои познания в живописи.

 

Корабельная роща

 

В 1889 году Иван Иванович заканчивает ставшую знаменитой на весь мир картину «Утро в сосновом лесу». Именно точность в деталях и сделала это произведение таким известным. Написать картину со сказочным сюжетом Шишкин захотел для 8-летней дочери Ксении. Лес, бурелом, утро — всё получалось у художника, как всегда, просто замечательно. Но вот медведи никак не выходили. Помог друг — Константин Аполлонович Савицкий. Он живо изобразил на готовом пейзаже четырёх весёлых мишек, что очень украсило картину.

 

Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый ряд работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму реки Камы, сосновые рощи.

 

В творчестве Ивана Шишкина достаточно много и зимних пейзажей.

 

Зима         

    

От картины «Зима» веет спокойствием, умиротворением, благостью. На переднем плане изображена заснеженная поляна. Очевидно, не так давно прошла буря. Вокруг, куда ни глянь, высятся гордые стройные сосны. Ближе к зрителю их кора приобретает тёплый красноватый оттенок. Такой же лёгкий розовый отсвет лежит вокруг на всех предметах. И даже снег отливает краснотой. По-видимому, Шишкин описывает природу на закате дня, когда солнце потихоньку заходит за горизонт. Замечательно в картине то, что каждая деталь, каждый предмет выписан особо тщательно, очень точно, жизненно.

 

Мы можем не только разглядеть оттенки белого зимнего неба, низкого и холодного, но и, кажется, потрогать шершавую кору, вдохнуть столь узнаваемый, незабываемый аромат этого потрясающего времени года. Картина Шишкина «Зима» —отличный образец того, каким знатоком русской флоры, каким точным мастером был художник. «Зима» — одна из лучших его картин.

 

На севере диком

 

Картина «На Севере Диком» написана для иллюстрации одноимённого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, которое, в свою очередь, является вольным переводом стихотворения «Сосна» немецкого поэта Генриха Гейне.

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

                                                                 М. Ю. Лермонтов

 

Картина была написана на самом северном побережье Ботнического Залива, в местечке Кеми (Финляндия). Холод сурового края прекрасно подчёркивает палитра цветов, выбранных автором для написания пейзажа. Композиционным фокусом картины является высокая сосна, которая смещена немного влево, что создаёт эффект чёрной пропасти у подножия утёса.

 

Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняют изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, будто покорно склонив голову, смирившись с судьбой и повернувшись навстречу своему единственному товарищу — лунному свету. В то же время картина не полна отчаяния или безысходности, в ней нет пессимизма, так же, как и в стихотворении Лермонтова. Чувству тихой грусти совершенно не чуждо умиротворение и спокойствие. «На севере диком» — картина, делающая одиночество прекрасным.

 

Увидев хоть раз картины Ивана Ивановича Шишкина, ты никогда их не забудешь — настолько они реалистичны и правдоподобны. Кажется, что ты стоишь среди соснового леса и вот-вот почувствуешь его хвойный запах. Картины художника создают абсолютную уверенность в том, что это место где-то существует, и если попасть туда, оно будет выглядеть именно так, как изобразил на холсте Шишкин. Работы Ивана Шишкина по праву не раз удостаивались высших наград. В живописи этот великий мастер кисти остался непревзойдённым «царём леса».

 

Подготовила Инна Баканова по материалам сайтов:

http://ivanshishkin.ru/

http://fb.ru/article/188002/biografiya-shishkina-jiznennyiy-i-tvorcheskiy-put-hudojnika-i-i-shishkina

http://sin4.1bbs.info/viewtopic.php?t=87

 

Художник Иван Шишкин в Третьяковской галерее