Школа Пифагора

Школу героев увидеть хотите?

Значит, скорей за Жар-птицей летите!

Древний философ, мудрец Пифагор,

Всё нам расскажет, но чур уговор:

Чтобы учиться в той школе успешно,

Слушать его надо очень прилежно!

 

Сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию, на Родину Пифагора, великого учёного, математика, философа 6 века до нашей эры.

 

 

Перед рождением, оракул (жрец- прорицатель, ясновидящий, который мог видеть будущее) предрёк молодым родителям «сына, который принесёт благо всем людям на все времена». Рождённый сын был кроток, разумен и с детства отличался ярко выраженным чувством справедливости. В его глазах сверкала пламенная мысль, и она придавала всем его действиям сосредоточенную энергию.

 

Учителя научили его многому, но их учения были противоречивы, разрознены, бессистемны. Пифагор, не соглашаясь с противоречиями, начинает искать свой путь, ведущий к свету истины. Он уже знает, что божественное знание приобретается лишь после того, как воля победит всё низшее существо человека. Он понимает, что для того, чтобы преодолеть все препятствия и испытания, ему потребуется проявить терпение и мужество.

 

В 18 лет он отправляется в Египет, чтобы продолжить обучение и принять посвящение. Обучение под руководством египетских жрецов длилось двадцать два года. Когда жрецы увидели в Пифагоре необычайную силу Души и ту сверхличностную страсть к мудрости, которая так редко появляется в нашем мире, они передали ему весь свой опыт и знания. Обучение привычным наукам: математике, астрономии, чередовалось с различными испытаниями. Среди испытаний, пройденных Пифагором, были длительные обеты молчания, добровольный отказ от еды, прохождение каменных лабиринтов, из которых не все возвращались. Находясь среди посвящённых учителей, он переплавил всю свою низшую природу и закалил Дух.

 

«Что такое «сверхличностная страсть» —    спросите вы, и что значит «переплавить свою природу»?

 

Быть сверхличным, значит, подняться над своими личными желаниями, слабостями, словом, забыть о себе, чтобы достичь высших целей.

 

«Переплавить свою природу» — значит, преобразовать свои низшие качества в высшие. Злость в доброту, ненависть в любовь, жадность в щедрость, жесткость в мягкость, трусость в смелость, неусидчивость в терпение.

 

В Египте Пифагор глубоко изучал священную математику, науку чисел, или всемирных принципов. В египетских храмах царила строжайшая дисциплина, помогающая сознательно упражнять и развивать человеческую волю. «Наука чисел и искусство воли

 

—    вот два ключа магии, — говорили жрецы Мемфиса, — они открывают все двери Вселенной».

 

После обучения в Египте, в течение двенадцати лет Пифагор находился в Вавилоне, там он основательно изучил знания последователей Заратустры (ещё его называют Зороастром), основателя великой мировой религии, жившего в Иране в VII в. до Р.Х, религии, называемой по своему пророку зороастризмом. Изучая религии, Пифагор сделал вывод, что все они — ключи к единой истине.

 

Только через 34 года он вернулся на Родину с целью основать «школу науки и жизни, из которой бы выходили посвящённые мужчины и женщины, истинные матери и отцы, истинные герои…».

 

 

Чем же отличалось обучение в пифагорейской школе от обучения в современной российской школе?

 

•    Молодые люди, желавшие вступить в школу-общину, должны были пройти период испытаний. Рекомендованные или родителями, или одним из учителей, они получали вначале доступ лишь в пифагорейский гимнастический зал, где новички упражнялись в различных играх. Здесь не было тщеславного выставления на показ своей силы, мускулов атлета, здесь среди молодых людей царствовали вежливость, изящные манеры и взаимная доброжелательность.

 

•    Пифагор строго запрещал в своей школе единоборства, он считал, что борьба приводит к гордости и озлоблению, а истинный герой должен биться с мужеством, но без ярости, ведь озлобленный человек становится уязвимым.

 

•    Наставники зорко наблюдали за молодыми пифагорейцами, не останавливая их замечаниями. Да и сам Пифагор незаметно следил за жестами и словами новичков. Он придавал особенное значение смеху и походке молодых людей. Смех, говорил он, самое несомненное указание на характер ученика, по смеху сразу можно отличить доброго человека от злого. Пифагор был такой глубокий знаток человеческой наружности, что по внешности мог читать глубину Души.

 

•    По результатам оценки характеров и душевных качеств будущих воспитанников на занятиях в гимнастическом зале проводился отбор на следующий уровень обучения.

 

•    Ученики (их ещё называли послушники или слушающие) должны были во время уроков соблюдать абсолютное молчание. Они не имели права ни возражать, ни расспрашивать своих учителей. Они должны были принимать их поучения с молчаливым уважением и долго размышлять над ними в одиночестве. Чтобы внедрить это правило в сознание, им показывали статую женщины, окутанную белым покрывалом, с пальцем, приложенным к губам, музу Молчания.

 

•    Очищению Души соответствовало и очищение тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать
свои страсти было первым долгом посвящённого. «Кто не привёл свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать и божественную гармонию», — говорил Пифагор.

 

•    Помимо математики и геометрии в школе изучали астрономию, астрологию, гармонию, психологию.

 

•    В пифагорейской школе стремились прежде всего развить в своих учениках высшую способность человека — интуицию.

 

•    Высшие знания давали только достойным ученикам, прошедшим серьёзные испытания на честность, выдержанность, самоотверженность, умение хранить молчание.

 

•    Музыка была одной из важнейших прикладных дисциплин в школе Пифагора. Семь священных нот соответствуют семи цветам света, говорил Пифагор, семи планетам и семи видам существования. Мелодии этих нот настраивают Душу ученика и делают её настолько гармоничной, чтобы она могла реагировать на каждое дуновение истины.

 

•    Все пифагорейцы были вегетарианцами.

 

 

День пифагорейца:

 

•  пробуждение с восходом солнца;
•  дорический танец — танец, состоящий из ритуальных движений, выполняемых греческими воинами;
•  омовение;
•  урок, проходящий в тени деревьев;
•  в полдень молитва, восхваляющая героев и гениев;
•  гимнастические упражнения;
•  медитации и подготовка к уроку следующего дня;
•  после заката солнца происходила общая молитва и пение гимнов космогоническим Богам;
•  день заканчивался вечерней трапезой, после чего самый молодой из учеников читал вслух, а самый старший пояснял прочитанное.

 

Пифагор называл своих учеников математиками потому, что его обучение начиналось с учения о числах. Но эта священная математика была иная, чем та, которой владеют наши школьные учителя и учёные: она рассматривала число как источник мировой гармонии.

 

 

Числа, говорил учитель, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Пифагор вывел теорию, которая позволяла при помощи цифр понять, в чём предназначение человека, и определяла его сильные и слабые стороны. Эта теория называется «нумерология Пифагора». Пифагор считал эту теорию самым важным открытием в своей жизни.

 

Пифагор сравнивал отца с Богом, великим Творцом Вселенной, а мать — с природой, великодушной и благодетельной. Он давал своим ученикам учение о единстве всех народов, о единстве религий.

 

Пифагор учил, что Душа бессмертна, она переселяется с небес в тело человека и претерпевает ряд воплощений, пока не очистится, чтобы подняться обратно на небеса. Ускорить этот процесс можно, соблюдая свод правил:

 

«Беги от всякой хитрости, отсекай огнём и железом от тела болезни, от Души невежество, от утробы роскошество, от города смуту, от семьи ссору, от всего, что есть неумеренность».

 

Как далеки времена Пифагора, но как близки его мысли о единстве человечества, наук, религий, о важности самосовершенствования для постижения Высших Знаний.

 

Надежда ДАНИЛОВА

 

 

Мысли великих людей: Пифагор