Исцеляющая сила музыки. От Пифагора до наших дней

        Жар-птица

Очень музыка занятна,

Слуху нашему приятна.

Можно ею исцелять,

Тучи в небе разгонять.

Всё о ней, для кругозора,

Начиная с Пифагора!

 

Здравствуй! Здравствуй мой юный друг, здравствуйте и вы, взрослые дети, те, которые не утратили с возрастом способность удивляться и радоваться маленьким открытиям, красоте этого мира и верить в чудеса, которые иногда случаются с нами. Но только если мы верим, что это может быть! Потому что, если ты не веришь в чудо, то просто не дашь ему возможности проявиться. Сегодня я вас приглашаю в дальнее путешествие сквозь века и оттуда немного по-новому взглянуть на наш мир.

 

Давно это было, очень давно, более двух тысяч лет назад, а точнее, в VI веке до н.э. Мнемарху –  знатному жителю древнегреческого города Самоса, предстояло длительное путешествие, в которое он взял и свою жену Партениду. Во время путешествия в Дельфах он зашёл в храм Аполлона, чтобы узнать, удачной ли будет его поездка. Пифия, дельфийская пророчица, предсказала ему не только успешную поездку, но и рождение сына, который прославится своей красотой, мудростью и добрыми делами, и принесёт всему человечеству огромную пользу. Новорождённого малыша Мнемарх в честь дельфийской пророчицы назвал Пифагором, жена его, по древней традиции, приняла имя Пифаида, а через год, вернувшись из дальней поездки, Мнемарх воздвиг святилище в честь бога Аполлона.

 

 

Он слышал музыку Сфер

 

Имя Пифагора, как великого математика, всем известно ещё со школьной скамьи, и первое, что сразу вспоминается в связи с этим именем, — его знаменитая теорема. Но Пифагор не только математик — он великий мудрец, мыслитель, философ, организовавший собственную школу, из которой выходили учёные мужи, философы, видные политические и государственные деятели.

 

Огромное значение Пифагор предавал музыке и для эстетического воспитания своих учеников, и в качестве мощного воздействия на душевное состояние для лечения многих недугов своих воспитанников. Пифагор считал, что всё в природе можно измерить, всё подчиняется числу, и познать мир — это значит познать управляющие им числа. То есть первичным в Мироздании, согласно Пифагору, является природа чисел и пропорций, пронизывающая всё вокруг — включая природу, человека и весь космос. И  поэтому всё гармонично и прекрасно. В понятие гармонии Пифагор включал симметрию и отношения целого и его частей — принцип «золотого сечения» (помните, ребята, в 7 номере нашего журнала мы рассказывали вам о золотом сечении — Божественной пропорции, лежащей в основе мироздания). И это прекрасное, воздействуя на чувства людей посредством образов и форм, гармоничных ритмов и песен, красивых мелодий, излечивает человеческие нравы и страсти, приводит в гармонию душевные силы. Этот великий учёный во всём искал гармонию — в геометрии, арифметике, в движении небесных тел, в музыке. А фундаментом гармонии он считал числа.

 

 

Пифагорейская гамма

 

Остановимся подробнее на музыке.  Именно Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» (т.е. последовательное расположение звуков, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке) и проведя эксперименты по изучению музыкальных тонов; найденные соотношения он выразил на языке математики. Эта последовательность звуков легла в основу современных звукорядов. С течением времени «пифагорейская гамма» совершенствовалась, и к этому процессу «приложили руку» не только музыканты, но и учёные.

 

Именно Пифагор открыл законы музыкальной гармонии и свойства гармонических отношений между звуками.  Рассказывают, как это произошло. Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо, и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки. Конечно, он зашёл в кузницу, чтобы выяснить, от чего зависит высота тона звука. Придя домой, он начал эксперименты: вбил колышек в стену и на него стал подвешивать одинаковые струны с разным количеством гирек, добиваясь нужного тона. Таким образом, он определил точное числовое соотношение интервалов между звуками, приятными для слуха (в музыке это явление называют консонансом).

 

Сейчас мы слушаем музыкальные произведения, совершенно не задумываясь, что гармоничное соотношение звуков, открытое ещё Пифагором, служит нам по сей день, радуя наш слух красивыми созвучиями, мелодичностью, приводя нас самих в такое же гармоничное состояние, исцеляя и раскрывая наши души…

 

Для своих учеников он упорядочил и привёл в систему настройки и аранжировки, придумав сочетание диатонических, хроматических и энгармонических созвучий. Расскажу об этом более подробно, ребята. Построение таких ладов, или, по-другому, звукорядов отличается друг от друга интервалами между звуками. «Диатонические лады», или как их ещё называют «натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы с интервалами между звуками тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Например, между звуками «до» и «ре» — целый тон или 2 полутона, а вот между «ми» и «фа» — всего полтона.

 

Хроматический — лад, построенный по полутонам и содержащий все 12 звуков, входящих в октаву, т.е. «до»-«до диез»-«ре»-«ре диез»-«ми»-«фа»-«фа диез» и т.д. Здесь между звуками интервал всего полтона. На клавиатуре вы можете их легко увидеть по белым и чёрным клавишам: между белой и соседней чёрной клавишей всего полтона, а между двумя белыми, между которыми есть и чёрная клавиша, — уже тон. Там, где между двумя белыми клавишами нет чёрной — тоже полутон. Таких сочетаний всего два: между звуками-клавишами «ми»-«фа» и «си»-«до».

 

Энгармони́зм (от др.-греч. — созвучие) — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Например звук «до диез» и звук «ре бемоль» звучит одинаково — это один и тот же звук, а вот пишется по-разному.

 

 

Открытие Пифагором терапевтического эффекта музыки

 

С помощью этих созвучий Пифагор приводил в гармонию любые негативные состояния души — печаль, гнев, зависть и многое другое. Конечно, в Древней Греции знали, что музыка может возбуждать, поднимать боевой дух воинов или спортсменов, но особого значения этому не придавали. Пифагор же обратил на это самое серьёзное внимание, и в этом смысле именно ему принадлежит открытие терапевтического эффекта музыки.

 

Пифагор полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая Душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу». Музыка сопровождала Пифагора и его учеников в течение всего дня: по вечерам проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами. Когда же его ученики засыпали, с помощью музыки он освобождал их ум от дневных волнений и впечатлений, и они спали спокойно и видели вещие сны. Утром же, играя на лире или напевая под звуки лиры уже другие мелодии, он приводил их в бодрое состояние и готовность усваивать новые знания.

 

Пифагор воздействовал музыкой и пением и на больных людей, устраняя многие болезни и страдания души и тела. Он классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. «Некоторые мелодии были созданы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости, против злобных и гневных порывов, против заблуждений души. А были ещё мелодии, которые умеряли желания».

 

Биографы Пифагора утверждают, что он слышал и понимал Гармонию и Созвучие Небесных Сфер и движущихся по ним светил — планет, которые издают пение более насыщенное и полнозвучное, чем любые смертные. Оно мелодично и прекрасно в своём разнообразии, потому что движение светил слагается из их неодинаковых и разнообразных шумов, скоростей и величин, взаимного расположения. А все небесные тела расставлены, как говорил Пифагор, в некой исключительно музыкальной пропорции. Для своих учеников он, насколько это было возможно, воспроизводил эти космические звучания игрой на инструментах или голосом. А ты, мой друг, хотел бы услышать «пение» далёких звёзд, музыку необъятного неба?..

 

 

«Эффект Моцарта»

 

А теперь, мой друг, я предлагаю тебе переместиться во времени в XVIII век уже нашей эры. В австрийском городе Зальцбурге в семье музыканта, учителя музыки и капельмейстера Леопольда Моцарта 27 января 1756 г. появился на свет будущий знаменитый композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Мать Вольфганга, Анна Мария Моцарт, дочь музыканта, обладала очень красивым голосом, и мальчик впитывал звуки песен и серенад матери, ещё находясь в её утробе. По словам Дона Кэмпбелла, автора замечательной книги «Эффект Моцарта», исследователя, композитора и музыканта, Моцарт «родился буквально вылепленным из музыки».

 

 

Одарённому ребёнку не было ещё и трёх лет, когда отец стал обучать его игре на клавесине, скрипке и органе, а в четыре года он пробовал написать свой первый концерт для клавесина. В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии, где дети впервые выступали, как музыканты. Амадею исполнилось в ту пору 6 лет. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию, а в следующем 1763 г. в Париже были изданы его первые сонаты для клавесина и скрипки.

 

Одарённый ребёнок продолжал удивлять публику своим талантом музыканта, композитора и импровизатора, слава его росла. Мальчику было всего 9 лет, когда были опубликованы и исполнены его первые симфонии. Трудолюбие Моцарта просто поражало. Одно за другим из под его пера появлялись на свет произведения, которые пользовались неизменным успехом. Его музыка поражала своей чистотой, лёгкостью, необычайно солнечной энергией.

 

Не зря современные исследователи, которые изучают влияние музыки на человека, в один голос заявляют, что наиболее сильным психоэмоциональным и оздоравливающим воздействием на слушателя обладает именно музыка Моцарта.  Почему? Давайте приведем примеры из жизни, описанные в книге Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта», и попытаемся ответить на этот вопрос.

 

Звезда французского кинематографа Жерар Депардье был абсолютно косноязычным молодым человеком, не способным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Но им владело страстное желание стать актёром. Наставник Депардье по актёрскому мастерству отправил Жерара в Париж к весьма известному врачу Альфреду Томатису — доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучению целительного эффекта музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис определил, что причина голосовых срывов и проблем с памятью у Депардье лежит в эмоциональной сфере, и пообещал помочь ему.

 

Депардье спросил, что будет входить в курс лечения: операция, лекарственные средства или психотерапия. Томатис ответил: «Я хочу, чтобы вы приходили ко мне в лечебницу каждый день на два часа в течение нескольких недель и слушали Моцарта».
«Моцарта?» — переспросил озадаченный Депардье.
«Моцарта», — подтвердил Томатис.

Уже на следующий день Депардье пришёл в центр Томатиса, чтобы надеть наушники и слушать музыку великого композитора. Через несколько «музыкальных процедур» он почувствовал значительное улучшение в своём состоянии. У него наладились аппетит и сон, он ощутил прилив энергии. Вскоре его речь приобрела большую отчётливость. Спустя несколько месяцев Депардье вернулся в актёрскую школу по-новому уверенным в себе и, окончив её, стал одним из актёров, выразивших своё поколение.
«До Томатиса, — вспоминает Депардье, — я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

 

Томатис убеждён, что музыка Моцарта не имеет себе равных по способности вocстановлeния гармонии между всеми нашими внутренними органами.

 

В центре по нейробиологии города Ирвин (США), который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и её коллеги провели исследование, в котором тридцать шесть выпускников университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта. Результат оказался на 8 — 9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта.

 

Группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой Моцарта и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект. Используя музыку Моцарта при подготовке к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и запоминают учебный материал и проходят тесты. А фермеры давно применяют произведения Моцарта в своих хозяйствах. Так, в Голландии они увеличивают надои молока, ускоряют рост растений.

 

Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его произведений совпадают с вибрациями здоровых нейронов клеток. Поэтому музыка этого композитора обладает поистине уникальными свойствами и в плане здоровья: она улучшает зрение, уменьшает суставные боли и эпилептические припадки, способствует развитию умственных способностей у детей. Музыка Моцарта и Чайковского способствует лечению болезней Паркинсона и Альцгеймера.

 

 

Искусство лечит

 

Конечно, не только музыка Моцарта обладает исцеляющим и гармонизирующим эффектом. Произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Римского-Корсакова и многих других композиторов способствуют повышению концентрации внимания, усиливают способность к интуитивному мышлению, улучшают память.

 

Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, помогает улучшить память, помогает при изучении иностранных языков и разучивании стихов. Музыка Шуберта, Шопена снимает тревогу и неуверенность.

 

Музыка Бетховена, Баха, Гайдна, Генделя уменьшает неврозы, раздражительность, разочарование, поднимает над повседневностью в высшие сферы.

 

Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и физическим, нравственным и духовным здоровьем человека. Так, Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».

 

 

«Я иду на свет»

 

Известная оперная певица Л.Ю. Казарновская рассказывает о своих наблюдениях за детьми с различными проблемами здоровья, которых привозят на занятия в её Международную музыкальную академию «Голос и скрипка». Многие дети от занятий музыкой получают оздоравливающий эффект. Однажды привезли мальчика с нулевым зрением — он был слеп от рождения. У ребёнка был замечательный музыкальный слух и очень красивый голос. Два месяца непрерывных занятий, итоговый концерт. Мальчика выводят на сцену, он должен исполнить песню «О моё солнце», которую пел когда-то Робертино Лоретти. И вдруг мальчик говорит: «Не держите меня, я вижу свет, я иду на свет!» У тех, кто занимался с мальчиком, выступили слёзы — на их глазах происходило чудо! За два месяца занятий музыкой, пением, абсолютно слепой ребёнок стал видеть свет и контуры людей!

 

 

Космическая музыка «Звёздного Маэстро»

 

Музыка современных композиторов (не всех, конечно) тоже обладает целительным эффектом. К таким композиторам относится наш современник, «Звёздный Маэстро» Леонид Тимошенко, человек, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса, как исполнитель самого длинного в мире произведения под названием «Всемирная летопись» — 21 час без перерыва (!) Музыке Звёздного Маэстро аплодировала вся Европа.  К слову сказать, Леонид — астрофизик, кандидат физико-математических наук, именно поэтому его называют Звёздным Маэстро.

 

В нашей беседе он рассказал, что предложил исследовать свой «Люксембургский концерт для фортепьяно с оркестром» одной достаточно престижной медицинской и полувоенной организации. Сначала к такому предложению медики отнеслись скептически, но исследования провели. И… выдали заключение: как говорит Маэстро, это уже были «не свидетельства людей энергетического характера, к высказываниям которых консерваторы относятся снисходительно, а термины специалистов. К примеру: «после прослушивания «Люксембургского концерта для фортепьяно с оркестром» улучшается эластичность сосудов и кровонаполняемость потока на столько-то процентов… Происходит лечение проявлений депрессии, снятие сердечных болей, лечение дыхательных путей, накопление жизненной энергии и т. д.».

 

«Когда начали изучать мою музыку серьёзно, — продолжает Звёздныё Маэстро», — выяснилось, что она действительно является уникальной в том плане, что очень быстро меняет состояние человека из болезненного в нормальное…». Но музыка Звёздного Маэстро влияет не только на здоровье, но и на окружающее пространство.

 

Он рассказал случай, который произошёл во время его концерта в Словакии, где до этого два дня подряд шёл проливной дождь. После концерта небо очистилось над всей Словакией, а один «знающий человек» сказал: «Посмотри на небо! От того места, где проходил концерт, тянутся целые энергетические «рукава»». «Также было в Петербурге, — рассказывает Маэстро, — сложнейшие погодные условия с дикими порывами ветра. Но пошла музыка — и небо начало раскрываться! И было чистым в течение нескольких дней. Всё это засняли на видео. И тут я окончательно утвердился в мысли: искусство — колоссальнейшая сила, преображающая мир даже на физическом плане».

 

Музыкой, оказывающей благотворное воздействие на душу человека, является, конечно же, истинная народная музыка.

 

Колокольные вибрации также обладают мощной целительной силой. В средние века люди спасали себя от эпидемии чумы, звоня в церковные колокола. Звуки колокола повышают иммунитет, успокаивают психику.

 

 

Симфония Жизни

 

Но если быть внимательным, то можно сделать и другой вывод: мир, в котором мы живём, весь наполнен музыкой. Конечно, рёв автомобилей, а тем более самолётов и им подобные звуки трудно назвать музыкой. Но стоит лишь выбраться за черту города, мы наполняемся целительными звуками симфонии ЖИЗНИ, которую производит сама Природа.

 

Дуновение ветерка, шелест листьев и трав, пение птиц и журчание ручейка, шум дождя вливаются в человека, наполняя его жизненной силой, умиротворением, отгоняет всякую хандру и суету повседневной жизни, дарит покой души и тихую радость. И что очень важно — побуждает к творчеству! Да ведь и сами мы звучим в полном смысле этого слова — каждая наша клеточка излучает и свет, и звук. Вопрос только в том, какой звук?

 

Если ты, мой друг, здоров, спокоен и находишься в гармоничном состоянии, будь уверен, симфонический оркестр клеточек твоего организма звучит как великий гимн Создателю, самой Жизни! И это лучшая мелодия, какую ты можешь услышать, находясь в покое ума и сердца, погружаясь в созерцание самого себя. И когда ты находишься в таком состоянии, вся твоя жизнь становится прекрасной песней, мелодией Любви.

 

Подготовила Юлия Гришина