Воспитание детей у Славян-ариев

 

Все знают: в России живут — россияне,
А предков у нас называли — славяне.
Хотите, мы в прошлое с вами слетаем?
За жизнью прапрадедов понаблюдаем?
Посмотрим, как жили в далёкие дни,
Как к детям своим относились они.
Как девочек, мальчиков раньше учили,
Какие у них посвящения были,
Как именем взрослым детей нарекали
И как по приметам судьбу предрекали.

 

 

Ребята, вы хотели бы знать, как жили наши предки — славяне-арии? Как они воспитывали детей, как создавали семьи, приобретали знания, навыки, умения. Как относились к детям, чему учили, чем наполняли их сердца и разум? Об этом наш рассказ.

 

Наши предки понимали, что Душа воплощается на Земле много раз. Ребёнок, появившийся на свет, имеет свою «историю», свой опыт. Душа, которая пришла в семью, может быть намного старше и опытнее, чем её родители. С одной стороны, она мудрая, старая, а с другой стороны, она находится пока ещё в беспомощном младенческом теле. Родители всегда уважали своих детей, так же как и они их.

 

Славяне-арии воспринимали себя неотъемлемой частью Природы, Вселенной. Они осознавали себя её продолжением. Задачей родителей было передать ребёнку такое отношение к окружающему миру и научить его находить ответы на свои вопросы внутри себя. Он должен был уже к 17—18 годам понимать: кто он, каково его предназначение, чем хотел бы заниматься в жизни.

 

Предки понимали, что каждая Душа имеет своё предназначение. Поэтому родители старались определить, подметить склонности ребёнка, поддержать его интересы. К примеру, ребёнку нравятся боевые искусства, значит, он будет воином, защитником своей земли. Его отдавали соответствующему наставнику. Если ребёнок тянулся к глине, гончарному кругу — значит, из него выйдет великолепный гончар. Отдавали ребёнка мастеру гончарного дела. Иногда перед малышом клали четыре предмета, которые характеризовали какой-либо вид деятельности (например, сабля — воин, мотыга — земледелец), и он выбирал один предмет из предложенных, таким образом определяя свой дальнейший жизненный путь.

 

С молоком матери ребёнку передавался следующий принцип — почитание старших. Чтобы в семье царил лад, чётко определялись позиции «старший — младший». Старший заботится о младшем, даёт ему свою Любовь, опеку, а младший даёт старшему уважение и почёт. Таков Закон, такое правило было у наших предков. Даже если разница у детей в возрасте была совсем небольшая, всё равно один из них старший, другой — младший. Ребёнок, проходя опыт младшего, учится уважению и подчинению.

 

Как обучали детей, ведь учебников раньше не было? Всё просто — ребёнок приобретал знания, овладевал ремеслом, наблюдая за действиями своего отца, матери, наставника. Ребёнок постоянно находился либо с отцом, либо с матерью, либо с другим членом семьи. Если отец уходил на весь день работать в поле, он мог взять сына с собой. Мать, хлопотавшая по дому, всегда держала дочь рядом. Так дети, наблюдая за своими родителями, учились у них самому элементарному, перенимали трудовые навыки.

 

Детям прививались понятия чести, сердечной дружбы, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед Родом и своей Родиной. Кaждoгo мальчикa и дeвoчкy воспитывали в уважении к противоположному полу.

 

Дeвoчкaм говорилось, что мальчики — это будущие мужчины, воины-защитники родной земли, любящие и нежные мужья, отцы и главы семейств, хранители веры и мудрости рода, и поэтому они должны уважать и почитать мальчиков так же, как Богов!

 

В свою очередь, мальчикам говорилось, что девочки — это будущие прекрасные, любящие и нежные, верные жёны, заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, хранительницы домашнего очага, и поэтому мальчики должны уважать и почитать девочек кaк Богинь.

 

Дети славян сызмальства учились понимать природу, уважать её. Они учились чувствовать растения, понимать их предназначение, постигали основные законы природы. У детей были наставники, подобные современным учителям. Важно отметить, что наставники начинали обучать детей в раннем возрасте — в среднем с четырёх лет. Но они скорее не учили детей, а пробуждали их, позволяя самостоятельно открывать окружающий мир во всех его проявлениях. Среди основных предметов преподавались астрономия, геометрия, физика, биология и история.

 

 

Ребёнком у наших предков считался человек, не достигший возраста 12 лет. Всех детей называли «чадо» без разделения на девочек и мальчиков. Когда ребёнку исполнялось 12 лет, он проходил процесс имянаречения и становился полноправным членом общины. Он нёс за свои действия абсолютную ответственность. Дети умели вести хозяйство, они умели выживать и при необходимости сражаться за себя и своих родичей.

 

С 12 лет молодой парень (отрок, а с 16 до 21 года — парубок) обучался воинскому искусству, которое было необходимым базисом, закалявшим его тело, дух и разум. Юношам в 12 лет глава семейства вручал два меча. Это означало, что за 9 лет они должны были в совершенстве овладеть боевыми приёмами владения мечами и стать воинами, защитниками своего рода, своей родной земли, независимо от избранного пути.

 

В 12 лет девушки получали символьное веретено и пpялкy. Это означало, что за 4 года они должны были в совершенстве овладеть рукоделием, ведением домашнего хозяйства, полеводством и садоводством, кyлинарным искусством, уходом за детьми.

 

Когда мальчик становился юношей, а девочка девушкой, приходило время перейти им из разряда «детей» в разряд «отроков» — будущих женихов и невест, готовых к семейной ответственности и продолжению рода. Но физическое взросление ещё мало что значило само по себе. Надо было выдержать испытания. Это был своеобразный экзамен на зрелость физическую и духовную. Это была не игра, всё происходило всерьёз: прежние дети «умирали», а вместо них «рождались» новые взрослые. Им давали новые «взрослые» имена, которых не должны были знать посторонние. Вручали и новую взрослую одежду: юношам — мужские штаны, девушкам — понёвы, род юбок из клетчатого полотна, которые носили поверх рубахи на пояске. С момента надевания взрослой одежды девушку можно было сватать.

 

Славянские имена: культура наречения  

 

Взрослый славянин имел, как минимум, три имени, и зачастую количество личных имён человека могло доходить до дюжины (12 штук). Откуда возникла такая необходимость? Первое имя ребёнок получал при рождении, его называл отец, поэтому имя называлось отческим. Имя считалось обережным, оно защищало ребёнка от любых внешних воздействий, потому что связывало чадо с главой рода. Энергетически ребёнка защищал весь род.

 

Затем, в 12 лет чадо становился полноправным членом общины. В это время он проходил обряд имянаречения, который проводил старейшина рода, чаще всего — волхв (волхвы — древнерусские жрецы, осуществлявшие богослужения и прорицавшие будущее).

 

Чтобы пройти обряд имянаречения, юноши и девушки должны были пройти испытания. Испытания проводились на ум, сообразительность, на владение трудовыми и житейскими навыками, которые пригодятся их, их будущей семье и роду. Например, парней проверяли на умение косить; будущую молодую жену — печь хлеб, убирать дом, носить воду. Проводили испытания физической ловкости и умений (например, танцевать), проходившие в форме состязаний (лазание на столб, бег наперегонки).

 

После обряда имянаречения приступали к обучению детей ремёслам и иным трудовым навыкам. Чаще всего ребёнок перенимал ремесло родителей, и если отец был знатным воином, кузнецом или резчиком, то ребёнок в большинстве случаев получал ту же специальность, в раннем детстве открывая в себе соответствующие способности. Так на Руси возникали родовые ремёсла.

 

А вот если чадо выказывало способности в сфере, не характерной для его родовой линии (к примеру, в семье кузнеца рос воин или в семье гончара — резчик по дереву), такой ребёнок направлялся к волхву, определявшему для него наставника. Наставником мог стать признанный мастер, который действительно имел возможность развить в ребёнке соответствующие таланты.

 

Обучение завершалось обрядом посвящения в профессионалы выбранного вида деятельности.   Например, для воинов проводился такой обряд. Будущие воины должны были подвергнуться четырём испытаниям. Волхв подводил юношу к «огненной реке» — площадке из раскалённых угольев шириною 5—6 м. Её нужно было преодолеть не очень быстрым шагом. Второе испытание заключалось в том, что будущий воин должен был с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба. Третье испытание заключалось в проверке воина на сообразительность и умение решать сложные задачи. И наконец, на последнем испытании он должен был за определённый промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или в высокой траве, а затем пробраться через сторожевые заслоны к священному дубу, коснувшись рукой листьев. Только после всех этих испытаний парубок мог считаться настоящим воином.

 

 

 

 

С  самых ранних лет все дети воспитывались в соответствии с Законами Мироздания, Природы, в искренней Любви к своему Роду, в уважении к своей культуре, истории, в почтении к старшим и заботе о младших. Чувство Любви, которое воспитывалось в подрастающем поколении, объединяло в себе Любовь к Богу, Любовь к человеку, семье, Роду, матери-Природе и всему живому, Любовь к родине, истории и культуре предков.   Именно так — в Любви и гармонии росли дети наших предков, славян-ариев, и передавали свои знания из поколения в поколение.

 

Подготовила Инна Баканова  по материалам сайтов:

http://www.prekrasana.ru/samopoznanie/681-vedicheskye-printsipy-vospitanya

http://www.slavbazar.org/forum/thread42281.html

 http://radogost.ru/vospitanie-detej-u-slavjan1.html