Певец Жизни Сергей Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов XX столетия

 

Прокофьев был очень талантлив с рожденья

И к музыке чувствовал тягу, влеченье.

Но чтобы признанья и славы добиться,

Пришлось и ему очень много трудиться.

Прочтите, ребята, о нём поскорей.

Как жил композитор — Прокофьев Сергей.

Здравствуйте, ребята! Я, Фея Музыки, очень рада нашей новой встрече. Сегодня я расскажу вам о мальчике Серёже Прокофьеве, который родился в далёком 1891-м году в глухой деревеньке Сонцовке Донецкой области. Сейчас это территория Украины. Ему суждено было стать великим композитором, пианистом, дирижёром и педагогом. Автором 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, 9 фортепианных сонат, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей. И… возможно ли представить себе без этого настоящего русского композитора песен для детей и взрослых на тексты сказок и стихи Пушкина. Словом, список произведений Прокофьева охватывает все существующие в музыке жанры.

 

 

 

В апреле этого года весь музыкальный мир праздновал 125-летие со дня рождения великого русского композитора.

 

 

Представьте, ребята, небольшой помещичий дом, окружённый садом, полями с пшеницей и цветущими лугами. В просторных комнатах дома, где жил Сережа, всегда царили чистота и порядок. Пища была простая, свежая, вкусно приготовленная. Днём в окнах раздавались звонкие голоса и смех крестьянских ребятишек, а вечерами — гармоничные звуки красивых украинских песен. Именно там родился и вырос Серёжа.

 

С детства он увлекался верховой ездой, ходьбой на ходулях и шахматами, водил тесную дружбу с крестьянскими ребятами, придумывал весёлые игры и театральные постановки, а также много гулял по окрестным сёлам. Он очень любил цветы, знал названия и характерные признаки многих растений. Его отец, учёный-агроном, передал сыну Любовь к природе, а мама — Любовь к музыке.

 

 

Когда она ждала Серёжиного появления на свет, то музицировала до шести часов в день: будущий композитор формировался под звуки фортепиано. Вот что написал о своём детстве уже взрослый Серёжа в своей автобиографии. «Музыку в доме я слышал с рождения. Когда вечером укладывались спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена…».

 

В четыре года Серёжа стал подсаживаться к матери за рояль. Она играла упражнения в среднем регистре, а он в это время выстукивал мелодии в двух верхних октавах — на свободных клавишах. Вскоре он стал садиться за рояль самостоятельно, пытаясь что-то подобрать и записать придуманное. Нотной грамоты он ещё не знал, поэтому писал ноты, как получится.

 

 

«Склонность к записыванию была мне свойственна с самого детства, — пишет Сергей Прокофьев много лет спустя. — В шесть лет я уже писал музыку. В семь, научившись играть в шахматы, завёл тетрадку и стал записывать партии; первая из них — полученный мною «пастушеский» мат в три хода. В девять лет писались истории боевых оловянных солдатиков с учётом потерь и диаграммами передвижений. В двенадцать я подсмотрел, как мой профессор музыки писал дневник. Это показалось совершенно замечательным, и я стал вести свой собственный, под страшным секретом ото всех».

 

Отец и мать Сережи были по- настоящему просвещёнными людьми. В доме было много книг, выписывались столичные журналы и газеты. Ежегодно из Москвы привозились в большом количестве ноты, которые сначала проигрывала мама, а потом Сережа.

 

Когда Серёже было 8 лет, родители взяли мальчика с собой на несколько дней в Москву, где он первый раз увидел оперы Шарля Гуно «Фауст» и А. Бородина «Князь Игорь». Впечатление было настолько сильным, что Серёжа немедленно взялся за сочинение своей оперы. Вместе с друзьями, Стеней и Егоркой, Серёжа принялся сочинять сюжет.

 

Опера получила название «Великан» и была поставлена силами соседских ребятишек во главе с автором. Успех был ошеломляющим.

 

Партитуру «Великана» повезли в Москву, показали Танееву, «самому что ни на есть крупному музыкальному профессору в Москве». И Танеев, разглядев талант мальчика, посоветовал для занятии с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.

 

Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого отношения к музыке, самостоятельности суждений и… совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Серёжи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

 

Глиэр помог Серёже научиться правильно сочинять и записывать музыку. Ведь для сочинения музыки тоже нужны специальные музыкальные знания и приёмы. Уже через два года Серёжа сам пришёл поступать в Петербургскую консерваторию. И принёс на вступительный экзамен две тяжёлые папки со своими сочинениями: пьесами и операми! Представляете, как удивилась приёмная комиссия, которую возглавлял великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков! «Это мне нравится!» — весело воскликнул он.

 

Блестяще выдержав испытания, Прокофьев был принят в консерваторию. Мастерству сочинения музыки он учился у русских композиторов Римского-Корсакова, Лядова и одновременно овладевал искусством фортепианной игры в классе известной пианистки Есиповой. Окончил Серёжа консерваторию через целых десять лет! Во время учёбы сочинил много значительных произведений: симфоний, романсов, сонат, пьес.

 

Они отличались необычайной энергией, новыми мелодиями и редкими гармониями.

 

У каждого композитора есть свой музыкальный язык. У Прокофьева он настолько яркий, необычный, что его мелодии, ритмы и гармонии вы никогда не перепутаете с музыкой других композиторов.

 

Чем же так необычен музыкальный язык Прокофьева? Сделаем небольшое отступление.

 

Начало XX столетия — взрывчатое, бурное время, и в этот вихревой поток Прокофьев ворвался как нечто неповторимое и новаторское. Он был художником дерзким, своенравным, не терпящим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве.

 

Не все слушатели понимали и принимали его музыку. С его концертов возмущённая публика спешно уходила, многие его произведения не понимались и не принимались даже артистами, коллегами-музыкантами. Но Сергей с детства отличался упорством и целеустремлённостью и добился всё-таки признания его необычной музыки и новаторского творческого пути.

 

В противовес «тающим» мелодиям, «чувствительному» свободному ритму и мягкому колориту романтиков он предпочёл в своих произведениях бурный ритм, более отчётливые интонации и зачастую повышенный темп.

 

А через два-три десятилетия он был признан классиком современной музыки, гениальным новатором, открывателем новых законов в искусстве. Созревший и окрепший в творчестве новый прокофьевский стиль явился замечательным сплавом классических традиций и новейшей музыки XX века. Он вдохнул новую, современную жизнь в старинные жанры оперы и балета.

 

…В год окончания консерватории Прокофьев решил завоевать премию имени А. Рубинштейна (основателя консерватории) — рояль, присуждаемый по итогам конкурса лучшему пианисту консерватории.

 

Композитор вспоминает: «Таким образом, зимою 1913 — 1914 года я самым серьёзным образом засел за фортепиано». Прокофьев своим упорным трудом и талантом заслужил эту премию, и 11 мая на открытом выпускном концерте лауреат исполнил свой Первый концерт с оркестром под руководством своего преподавателя по дирижированию, известного композитора Н. Черепнина. За хорошее окончание консерватории он получил от матери поездку за границу, в Лондон, где в это время с успехом гастролировали русские оперная и балетная труппы.

 

Давайте послушаем отрывок из его Первого концерта для фортепиано с оркестром. Поклонники таланта композитора считали эту музыку очень оригинальной и виртуозной.

 

 

С 1918 по 1923 год Прокофьев жил в Америке и там написал известный цикл фортепианных миниатюр (маленьких пьес) для детей «Сказки старой бабушки». Прокофьев скучал по родимой стороне, поэтому пьесы его близки русской народной песне, наполнены теплотой и задушевностью. Только через долгих 16 лет гастролей по разным странам и континентам композитор смог вернуться на родину.

 

Первая сказка-вступление изображает переборы на звончатых гуслях — старинном русском инструменте. Вторая сказка похожа на русскую народную протяжную песню. Третья сказка — о волшебстве, а четвёртая. придумайте сами её содержание, внимательно послушав музыку! У каждого возникнут свои сказочные образы от её прослушивания. Расскажите и нарисуйте мне, Фее Музыки, свои сказки или образы, которые вы представили, слушая эти пьесы.

 

Продолжая жить в Америке, Прокофьев написал оперу для детей «Любовь к трём апельсинам» по итальянской сказке Карло Гоцци.

 

 

В пьесе рассказывается о принце, заболевшем странной болезнью: он всегда грустил, никогда не смеялся. В его судьбе принимают участие добрый Маг Челий и злая колдунья Фата Моргана, которая в гневе заклинает принца влюбиться в три апельсина. Внутри одного из апельсинов жила девушка Нинетта, она давно любила принца и ждала освобождения. Принц спас Нинетту, и счастливые влюблённые сыграли свадьбу.

 

Опера написана в духе старинной итальянской комедии масок, где действующие лица — это комики (весельчаки), трагики (грустные герои), лирики (чувствительные герои), волшебники, король и принц. Сегодня мы послушаем марш из этой оперы. Дерзкая труба, раскатистая дробь барабанчика рисуют звуковую картину приближающегося праздничного шествия.

 

Сергей Сергеевич Прокофьев всю жизнь помнил своё счастливое детство и любил детей. Он сохранил детскую жизнерадостность и непосредственность. Его называли солнечным человеком, и знаменитый пианист Артур Рубинштейн написал ему в альбом под названием «Что вы думаете о солнце?» такую фразу: «Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я».

 

 

А у солнечного человека есть много солнечной музыки для детей: это два балета «Золушка» и «Каменный цветок» по сказке Бажова, цикл фортепианных пьес «Детская музыка», который рисует летний день ребёнка, и знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк» — о том, как Петя перехитрил злого волка. Всё это вы можете послушать самостоятельно.

 

Дорогие ребята, вот и закончен на сегодня мой рассказ о Сергее Сергеевиче Прокофьеве и его музыке, но не закончено наше путешествие по океану музыкальных звуков и впечатлений.

 

Этот океан — огромный и бездонный, в нём приятно плыть и удивляться всё новым красивым мелодиям и гармониям! Мы продолжим наше плаванье в следующем номере журнала.

 

Фея Музыки, ваш гид в океане звуков