Он хотел сотворить Новый Космос

Александр Скрябин — великий русский композитор

 

Скрябину дан был талант от рождения.

Маленький Саша творил с наслаждением.

Самозабвенно играл на рояле,

Так, что подошвы стирал на педалях!

Стал композитором Скрябин от Бога,

Дух в вышину уводя от порога,

Музыкой Души людей очищая,

Светом, гармонией их наполняя.

 

Здравствуйте, дорогие ребята! С вами снова я, Фея Музыки. Сегодня мы откроем для себя удивительную музыку великого русского композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина. Что же нового в этой музыке? Прежде всего поражает в музыке её духовная мощь, нечеловеческая сила воздействия, желающая пробуждать, давать толчок двигаться к новым горизонтам. Слушая его музыкальные произведения, создаётся ощущение, что ты всё глубже и глубже погружаешься в никем не изведанный мир. Это похоже на полёт в Космос: дальше и дальше от Земли к новым мирам и вселенным.


Александр Скрябин, композитор, философ, представитель нового в 20 веке направления в искусстве под названием "символизм". "Символ" в переводе с греческого языка "― "условный знак, сигнал, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Композиторы и поэты-символисты стремились проникнуть в идеальный, запредельный мир при помощи интуиции. Музыка Скрябина содержит как бы зашифрованные послания, мелодии-символы, несущие энергии, Свет, направленные на объединение всего человечества. Эта музыка служит проводником вы мир Любви и мир Божественных энергий. Композитор искал гармонии, которые выражали бы «идеи Света»: «Чем больше верхних звуков у гармонии, тем она лучезарнее», ― говорил он.

 

Александр Николаевич Скрябин, композитор, пианист и педагог, родился 25 декабря 1871 года в Москве. Его отцом был видный дипломат и статский советник Николай Александрович Скрябин. Мать композитора, Любовь Петровна, была талантливой пианисткой, окончившей с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию. К сожалению, уже через год после рождения маленького Александра Любовь Петровна в 23 года умерла от чахотки ― неизлечимой болезни того времени.

 

Весной 1878 года отец Скрябина, Николай Александрович, был назначен на службу в посольство Константинополя, а маленький Шуринька остался на попечении и воспитании у бабушки, матери отца, и деда — подполковника артиллерии. Воспитанию мальчика посвятила себя и сестра отца, Любовь Александровна, оставившая воспоминания о детстве композитора, полные любви. Она заменила ему мать.

 

 Маленький Саша или Шуринька, как называла его тётушка, рос тихим, ласковым, мягким ребёнком. Однако в характере уже в детстве проявились черты настойчивости. Его не приходилось чем-то занимать, развлекать: он всегда сам находил себе различные занятия ― со страстным увлечением рисовал, клеил, разглядывал картинки. Общаться со сверстниками, шалить и шуметь он не стремился.

 

Очень любознательный, обладавший прекрасной памятью, маленький Саша легко и незаметно научился грамоте. С трёх лет ребёнок обожал рояль. Ещё не зная нот, он проводил за ним многие часы, протирая педалями подошвы на обуви, когда стал постарше: «Так и горят, так и горят подошвы» ― сокрушалась тётушка. А когда Саша совсем был маленьким, то ползал под роялем и изучал его устройство снаружи и изнутри, а позднее смастерил миниатюрную модель инструмента. Фортепиано было для него живым, нежно любимым существом, которое он даже целовал перед сном.

 

По воспоминаниям тёти, Любови Александровны, Саша часто просил посадить его к роялю: Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. «Когда я брала его на руки, клала его ручки на свои и играла ему что-нибудь, то личико его делалось радостным. Иногда я сажала его на подушку…он всё что-то наигрывал одним пальчиком». Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он легко подбирал один раз услышанную музыку на фортепиано или других музыкальных инструментах, какие только оказывались под рукой. С пяти лет мальчика стали брать в оперный театр. Здесь его больше всего интересовал оркестр. С горящими глазами он наблюдал за дирижёром и игрой оркестрантов, в антрактах отказывался уходить в фойе и всё расспрашивал названия инструментов.

 

Однажды летом, на даче Саша организовал оркестр из соседских ребятишек, которые усердно дудели, свистели, барабанили, подпевали, а Саша, стоя на ящике с палочкой в руках, усердно «дирижировал» этим оркестром. Самыми желанными подарками для мальчика были игрушечные инструменты: дудочки, глиняные петушки, шарманка. Под впечатлением от оперных спектаклей, Саша увлёкся театром.

 

Однажды родственники подарили ему игрушечный театр с декорациями, фигурами действующих лиц и текстом, но он не захотел ничего делать по готовому образцу. Сам придумал сюжет и сделал декорации. Саша любил сочинять собственные «трагедии» в стихах или прозе, обязательно в пяти актах по классической традиции.

 

По воспоминаниям родных, сочиняя их, мальчик «страшно увлекался, вскакивал, начинал декламировать, размахивая руками, вновь садился и писал дальше». В семь лет Саша сочинил свою первую оперу в честь понравившейся ему девочки. Опера называлась по имени этой девочки: «Лиза». Музыка, к сожалению, не сохранилась.

 

По семейной традиции в 10 лет Александр был отдан учиться во 2-й Московский кадетский корпус, размещавшийся в Лефортове. Мальчик занимал там привилегированное положение, жил на казённой квартире у своего дяди ― воспитателя корпуса. В этой квартире был и рояль.

 

Саша был освобождён от строевых занятий, где надо было маршировать, держа вертикально винтовку весом 6 килограмм. Это было ему не под силу. Зато он увлечённо занимался гимнастикой, чтобы стать более сильным и выносливым. Сначала товарищи по корпусу посмеивались над новичком, называя его «кадетом по случаю», но потом почувствовали, что он «особенный», «не такой, как все», узнали его талант.

 

В свободные вечера кадеты собирались около старинного прямострунного рояля и слушали Сашины импровизации. Ему приходилось играть и для танцев: «Его подталкивали под бока, щекотали (а он щекотки безумно боялся)… и заставляли играть. И он играл какие-то неслыханные, но очаровательные мелодии танцев, под которые отплясывали кадеты», ― рассказывает товарищ Скрябина.

 

Сашу любили товарищи за мягкий характер, острый ум, за поэтические способности и изобретательность по части весёлых затей. На выпускном вечере кадеты так бурно приветствовали выступление Александра, что их не могли усмирить ни воспитатель, ни директор. Будучи кадетом, он создал довольно большое количество произведений. Самые ранние из сохранившихся ― «Канон» и «Ноктюрн» написаны им в 11 —12 лет.

 

В возрасте 16-ти лет Александр поступил в Московскую консерваторию и блестяще окончил курс по фортепиано с малой золотой медалью. В 25 лет он уже был приглашён на должность профессора в Московскую консерваторию! Он преподавал там всего один год и быстро ушёл, т. к. преподавание отвлекало его от собственного творчества.

 

В 1894 — 1895 годах были написаны знаменитые двенадцать Этюдов Скрябина. Эти произведения написаны в новом, необычном фортепианном стиле, в них вы не найдёте ни гамм, ни арпеджио, как в других этюдах. Эта музыка состоит из широко расположенных, прихотливых фигураций (мелодий), создающих немало трудностей пианистам. Но сам композитор играл свои произведения с большой лёгкостью, потому что эти пианистические приёмы были с ранних лет присущи композитору. Скрябинская техника ― это «техника нервов», богатое многообразие звуков и тембров ― так называли её критики. Он как будто рисовал звуками и тембрами фортепиано и других инструментов симфонического оркестра. Картины получались потрясающие! Этот талант и умение ― дары от Творца, которые он передавал нам для нашего возвышения, приближения к вибрациям Бога. Послушайте Этюды Скрябина №5 и №12 и уловите в них космическую глубину и взволнованность содержания.

 

Этюд № 5

 

 

Этюд № 12 

 

 

До 1910-го года Скрябин живёт, в основном, во Франции, выступая как пианист и дирижёр. Вернувшись в Москву, композитор продолжает концертную деятельность, не переставая сочинять. Последние годы Александр Николаевич проживал с семьёй в Москве по адресу Большой Николопесковский переулок, 11, где с 1922 года существует Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина. Композитор скончался в 43 года от заражения крови. Скрябин с ранней молодости был увлечён идеей преображения, победы духовного начала над материальным. Поэтому его музыке присущи образы духовного томления, полёта и экстаза.

 

Словом «экстаз» обозначается особое состояние воодушевления, восторга. При этом теряются границы между внутренним миром человека и внешним миром. Душа и тело объединяются и растворяются в Пространстве и в Боге. Ребята, послушайте вдохновенную «Поэму экстаза» Александра Скрябина и наслаждайтесь необычными мелодиями и гармониями. Возможно, через эту музыку вы обретёте знания, которые невозможно понять умом, и они (эти знания) будут космического масштаба!

 

«Скрябин в исступлённо-творческом порыве искал не нового искусства, не новой культуры,а Новой Земли и Нового Неба. У него было чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить Новый Космос».

Писал Николай Бердяев, русский философ, о творчестве композитора.

 

Материал подготовила Надежда Яныгина